Комплекс зимнего календарного периода. Зимние Святки

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов.

Одним из таких элементов были солнечные фазы:

  • зимнее солнцестояние (поворот солнца к лету),
  • весеннее равноденствие (начало преобладания дня над ночью, близость цикла весенних работ)
  • летнее солнцестояние (разгар лета, близость урожая).
  • осеннее равноденствие (очень слабо отмечено в этнографических записях).

Постепенно на протяжении многих веков создалась очень сложная и многоосновная система русских народных праздников. Можно надеяться на то, что этнографы, располагающие огромным фондом записей о праздниках и календарных обрядах, дадут вскоре обобщающее исследование об этом важном разделе народной старины, освещая зимний цикл обрядов.

В этой статье удастся коснуться лишь основных праздников, с которыми, может быть, связан тот или иной археологический материал. Выбор подсказан календарями IV в.: на одном из них (из Лепесовки) знаками солнечного креста отмечены декабрьско-январские новогодние святки, масленица, как праздник весеннего равноденствия (около 25 марта), и двойным крестом с добавлением знака воды — комплекс летних купальских празднеств (24-29 июня).

Из трех месяцев, отмеченных на новогоднем сосуде-календаре (ритуальные сосуды IV в. н. э. из Лепесовки) солнечными крестами, два праздничных срока — зимние святки и купальские обряды — дожили до наших дней на своих местах в годичном цикле.

Рассмотрим сначала один из основных праздничных комплексов: зимние святки (24 декабря — 6 января).

Святки

Иначе Коляды, «Калядныя святкi» (белор.)

Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свЯтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества (на Коляду) и до крещенского освящения воды.

Святочные праздники иначе еще назывались зимними русалиями.
Они отмечались с 24-го на 25.12 по 7.01 — Рождество Христово, или Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень.
С 1.01 по 14.01 — Святые вечера св. Василия Великого, Васильев день, Новый год.
С 6.01 по 19.01 — Страстные вечера, Крещение — Богоявление, Велесов день.

Ночь с 24-го на 25 декабря (по старому стилю у православных и по новому — у католиков) являлась Рождественским сочельником. Он как бы подводил черту под прожитым годом, завершал Рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества — Святки.

Этимология и названия

Святки (от праслав. svętъ, svętъjь) — старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день (ср.: Червоные Святки, Зелёные Святки).

  • рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды, колёды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.), окрутники (новг.), кудеса (новг., вологод.), субботки (псков.);
  • зап.-белор. калядныя святкi; мiж каляд, помiж каляд (то есть 'между колядами'); либо калядныя святкi, калядныя нядзелi;
  • полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество;
  • польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory;
  • чеш. Vánoce («святые ночи»), Hody;
  • словацк. Vianoce, Hody, sviatky;
  • словен. Volčje noči (штир.) (также см. Вучаренье);
  • сербохорв.( некрштены дани);
  • в.болг. мръсни дни (нощи), погани дни; з.-болг. некрстени дни, некрштены дани; в Родопах — караконджерови дни, дяволски деня, вампирски дéн'ове, поганските дни, буганите дене.

О комплексе

Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года.

Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характеромв это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.

С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему (исполнение эпических сказаний) и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года: «слава хлебу», гадания о замужестве и т. д.

Этнографические материалы о зимних святках подвергнуты тщательному анализу в книге В. И. Чичерова, а также в первом томе «Язычества» где академик Рыбаков внес некоторые дополнения, касающиеся культа Волоса-Велеса (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 421-431.), а в 4 главе этой книги приведены данные о заклинании урожая под Новый год.

Многие эпизоды новогодних игрищ тоже восходят к разным обрядам разных месяцев года (сожжение чучела, имитация похорон и др.). Возникает мысль о том, что 12 праздничных дней могли быть посвящены всем 12 месяцам года: среди аксессуаров святочных празднеств мы видим и сноп, связанный с месяцем жатвы августом-серпнем, и соломенную куклу (март или июнь), маски тура (январь, «велесовы дни» или апрель), коня (апрель, июнь), медведя (март). Обрядовые действия связаны с похоронами («радуница», «родительские субботы») и со свадьбами; песни связаны с пахотой («кликать плугу») и с урожаем (сентябрь), часть плясок связана с русалиями…

Одним словом, в двенадцатидневных новогодних игрищах встречаются элементы почти всех обрядов, которые предстоит выполнить в наступающем году.

На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. Вместе с тем Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья 'Рождественский сочельник', Друга или Середня кутья 'канун Нового года', Трэтья или Последняя кутья 'канун Крещения' (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная.

Во многих славянских традициях первая неделя Святок считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́». (Ср. также укр. киев. святый тыждень). В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.).

Перечислим весь комплекс со всеми известными святочными элементами о которых далее пойдёт речь в следующих статьях:

  • ряженье
  • колядование, щедрование
  • вождение козы, медведя, тура
  • Святочные гадания
  • подблюдные песни
  • Метелица (танец)
  • Светлая неделя в славянской традиции
  • Женитьба Терешки — обрядовая белорусская игра
  • Коляда
  • Васильев вечер
  • Щедрый вечер
  • Крещенский вечер
  • изгнание Святок

Источники:

  1. Забылин М.// Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.1880:
  2. Б.А. Рыбаков. // Язычество Древней Руси//Языческие обряды и празднества XI — XIII веков
  3. Святки / Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого;
  4. Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 584–589. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  5. А. А. К о р и н ф с к и й // Народная Русь.
  6. Д. И. Успенский. //Посиделки (в Тульском и Веневском уездах). — «Этногр. обозрение», 1891, № 3, стр. 227— 230. О девичьих весельях на покров и в следующие за ним дни.
  7. И. Щуров. //Календарь народных примет, обычаев и поверьев на Руси,
  8. Язычество древних славян // Россия: Иллюстрированная энциклопедия / Редактор-составитель к. и. н. Ю. А. Никифоров. — М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2006. — С. 595–596. — ISBN 5-373-00239-9.
  9. Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Белгород: БелГУ, 2007. — Т. 4, № 8. — С. 114–120. — ISSN 1990-5327.
  10. Христианский памятник, содержащий в себе исчисление праздников и святых, прославляемых православною греко-российскою церковию, краткие жизнеописания святых, духовные стихотворения, благочестивые размышления, пасхалию на 100 лет, с описанием монастырей и соборов, хронологию, доведенную от сотворения мира до 1861 года; с присовокуплением.хозяйственных замечаний, врачебных наставлений и других общеполезных сведений и с картинами». И зд. 3, исправленное и умноженное.
  11. Иждивением Н. Кузнецовой. В типографии П. Глушкова. М., 1863.
Яндекс.Метрика