Экспедиция по берегам Печоры, Пижмы и Цильмы. Усть-Цильма-жемчужина Русского Севера. Введение

Изображение

Уж, коль скоро мы начали ездить в экспедиции на Русский Север, то Усть-Цильма-безусловно, являясь одним из его бесценных «сокровищ», не могла остаться в стороне от нашего внимания.

Усть-Цильма- одно из самых древних сел Европейского Севера.
И, пожалуй, самая загадочная и удивительная, этнографическая и фольклорная жемчужина Русского Севера.

Немного рассскажем об истории этого самобытного и старого села.

Это север.
Здесь не любят суеты.
Здесь не выставляют свои эмоции напоказ.
Здесь ещё чётко виден след былых суровых устоев и обычаев.

Изображение

Официально Усть-Цильма отсчитывает свое начало с 1542 г., но её история значительно древнее.
Впервые в сохранившихся источниках название «Печора» встречается уже в недатированной части «Повести временных лет». Легендарный летописец Нестор, описывая пределы известного ему мира, упоминает «в странах полунощных» племя Печору и сообщает, что она дает дань Руси.
Расположенная на далекой окраине русских земель, Печора манила людей своего времени не только богатствами, но и различными чудесами, о которых летописец упоминает под 1096 и 1114 гг.].

Т.е. можно предположить, что уже на рубеже ХI-ХII вв. новгородцы в поисках драгоценной пушнины забирались далеко на крайний северо-восток Европы, где вели меновую торговлю с народами Севера. По некоторым оценкам, с Печоры ежегодно поступало несколько сот тысяч шкурок, которые доставлялись в Ладогу, откуда меха расходились по всей Руси.

Если учитывать, что пушнина в эту эпоху составляла одну из основных статей русского экспорта, становится понятным, какое значение имела печорская дань. Под 1133 г. Лаврентьевская летопись помещает известие, что во время одной из нередких княжеских распрей новгородцы вынуждены были откупиться от великого князя Ярополка Владимировича именно печорской данью.

Изображение

Однако, зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем выходца Великого Новгорода — Ивашки Дмитриева Ластки, которому царь Иван Грозный пожаловал царскую грамоту на пользование землями по реке Печора — огромные земли с богатейшими рыбными промыслами и драгоценным пушным зверем. Существует гипотеза, что Ивашка Ластка был в родственной связи с царем и принадлежал к старинному знатному роду князей Ростовских. Свое родовое имя ветвь Ластки приобрела во второй половине 15 столетия, а ее первый представитель — князь Ластка — являлся праправнуком Ивана Калиты и пятиюродным братом Ивана III. Основатель же Усть-Цильмы И.Д.Ластка был примерно семиюродным братом Ивана Грозного. Поэтому и пожалованы были Ивашке богатейшие земли, которыми он владел безо всяких повинностей, за символический оброк – по кречету или соколу в год, а если не будет кречета или сокола, то за кречета или сокола оброку рубль.

Изображение

Богатство края составляли рыбные ловища, садбища кречетов, соколов и непочатый лес, полный дичи, что породило Ластке противников: кеврольцев, чакльцев и мезенцев, из которых некоторые уже были знакомы с Печорою, ее богатствами и прежде, как говорит грамота «ловили рыбные ловли наездом».

Известно, что Иван Грозный повелел слободчику Ивашке «на том месте и впредь жити и двор ставити и людей призывати».

1542 год считается датой основания села Усть-Цильма.

На левом берегу в местечке Старое Дворище спустя почти четыре с половиной столетия, в 1982 г. благодарные потомки соорудили памятный знак Ивану Дмитриевичу Ластке там, где в отдаленные времена были срублены новгородцами первые дома слободки.

Изображение

Новая слободка начала «жить и копиться». Ластка стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане. Основным занятием слобожан были рыбный и охотничий промыслы. Земледелие и скотоводство на первом этапе заселения края играли незначительную роль в жизнедеятельности населения.

Все это происходило в 1555 году. Через девять лет, в 1564 году, здесь насчитывалось 14 крестьянских и несколько церковных дворов, в 1575 — 16 крестьянских и 4 церковных дворов и кельи, имелась деревянная церковь.

Жители носили фамилии Дуркин, Калинин, Онищев, Толстой, Корела (переселенец из Карелии) и Чупра (родоначальник Чупровых). Первопоселенцы ставили дворы, разводили скот, ловили рыбу, занимались пушным промыслом. Население росло медленно, принимали далеко не каждого пришельца.

В начале нынешнего столетия домов считалось в Усть-Цильме уже 120, а жителей 417 душ; церквей 2, обе деревянные, из которых одна, построенная в 1752 году, обветшала, другая, новая, построена в 1853 году.

По преданию, обе церкви и дома жителей были ближе к Печоре, но случился пожар, — и первая церковь, просуществовав около 200 лет, сгорела вместе с деревней.

Новая церковь была построена на другом месте, но точно так же, с соблюдением того архитектурного приема, который потребован самой жизнью и указан прежними обычаями. Окна в церкви и на паперти прорублены только с южной стороны; с северной, откуда налетают злые студеные силы, оставлено небольшое, всего не больше четверти, квадратное оконце.

Изображение

Жизнь не баловала устьцилем, слабые духом здесь не выдерживали, и в древних рукописях не раз отмечались такие случаи: «Жилецкие люди разбрелись кормиться в русские и сибирские города». Природа заставляла переносить неслыханные лишения. Но ни пропасти, ни леса, ни снега не остановили смелых людей.

Приток населения Печорского края стал увеличиваться на рубеже XVII –XVIII веков, связан он был с расколом церкви, когда ревнители старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном краю. Значительное количество их оседало в Усть-Цильме, сюда бежали из Новгорода, Поморья и даже Москвы. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России. С приходом староверов на Печору с целью сохранения религиозной культуры начинается их обособление от близживущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная этническая группа – «устьцилема», обладающая особым неповторимым говором, специфическими чертами культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.

Изображение

Наплыв старообрядцев в устьцилемское «гнездо» не только увеличил его население, но способствовал переселенческому движению из Усть-Цильмы в ближайшие районы: в течение этого периода были заселены реки Цильма, Пижма и Нерица, часть населения ушла еще восточнее — на р. Ижму где приняла участие в формировании «ижемцев» (смешанного коми-русского населения с преобладанием коми элементов). На этом этапе разрослось устьцилемское «гнездо», появились поселения к северу от Усть-Цильмы — Кривая Виска, Уег, Кунгурская, Егорковские выселки, на Пижме — Абрамовская, Замег, на реке Пижме в 1795 — 1811 гг. возникла деревня Чуркинская, откуда пошел многочисленный род Чуркиных.

Изображение

Несмотря на большие трудности, статус развивающегося населенного пункта помогали поддерживать торговые связи, которые имели огромное значение для развития отдаленных северных опорных пунктов, каким являлась Усть-Цильма в 17-18 вв.

Так, с основанием Мангазеи древнейший путь «Встреч Солнцу» — «через каменный путь» получил особое государственное значение. Путь этот шел из русского Поморья через Цильму на Печоре и дальше на Восток. Чтобы избежать утечки доходов, казна в 1620 году запретила морской путь в Мангазею. Речной «чрезкаменный путь» стал официально единственным, а значение подхода к нему со стороны Цильмы еще более возросло.

В 1782 в Усть-Цильме имелось уже 127 дворов, 1040 жителей (477 муж., 563 жен.). По соседству появились к этому времени и другие небольшие русские селения, основанные переселенцами из Усть-Цильмы. Обитатели слободки занимались в основном охотой и рыболовством, были среди них и ремесленники. Важную роль в хозяйстве играло животноводство (лошади, коровы, овцы, позднее стали разводить оленей), на основе которого возникло товарное производство коровьего мяса и масла. Ежегодно в июле и ноябре проводились ярмарки. В 1843-1851 в селе построили каменную православную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1856 в Усть-Цильме был образован старообрядческий приход. В 1859 в селе Усть-Цильма (Слободка) имелось 178 дворов, 1411 жителей (696 муж., 715 жен.), 2 церкви.»

Знаменательные факты:

2 марта 1491 г. Великий князь Иван III отправил экспедицию в суровый Печорский край искать серебряные руды. Через семь месяцев, 20 октября 1491 г., экспедиция вернулась с известием, что 8 августа была найдена не только серебряная, но и медная руда на р. Цильма в 20 верстах от реки Косма, в 165 верстах от реки Печора. Из Цилемской руды была выплавлена первая русская монета. 1491 год принято считать началом горнометаллургического промысла в Российском государстве. С того времени на Руси сами начали добывать и металлы, плавить и чеканить монеты из своего серебра, меди и золота. В 1496 году был открыт по тем временам большой медеплавильный завод. Это был первый в истории государства Российский завод промышленного производства. На Цильме началась история горного дела в России.

Изображение

Интересен тот факт, что русское село находится в глубине Коми края, куда не проникло крепостное право, и на протяжении почти пяти столетий (село основано в 1542 году, то есть селу 466 лет), село хранит традиции древнерусского фольклора своих предков: песни, обычаи, обряды, праздники.

Изображение

Именно благодаря отдаленности Усть-Цильма сохранила свое богатое культурно-историческое наследие.

Сегодня с. Усть-Цильма – это край, в котором достижения XXI века переплелись с седой стариной. Но здесь всё так же неспешно дышит старина...

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.