И.В. Лисюченко - Начнём с начала: кто такие русы? Часть I

Ответ, на первый взгляд, совершенно никого не может удивить: это мы, русские, русский народ славяне. Зачем же вообще спрашивать? На самом же деле, единого мнения по этому поводу у ученых не сформировано и по сей день, а этот вопрос является одним из самых сложных во всей исторической науке.

Выразим свою точку зрения, которую в дальнейшем постараемся разъяснить: мы имеем дело с соединением нескольких значений, что позднее стало неясным, более того, породило путаницу, порой приводившую учёных в отчаяние. Иными словами, русами («Русь» – собирательное существительное, как «литва» или «камение») называли себя разные племена, ибо это слово имело значения, очень почётные в то время, но об этом мы напишем немного позднее, а пока же начнём издалека.

Итак, в XVIII веке учёные с величайшим изумлением стали понимать, что многие слова в европейских языках и священном языке Древней Индии – санскрите – оказались сходными. Тщательное же изучение многих языков по-казало, что большинство языков Европы, Ирана и Индии родственны между собой. Исследователи заговорили о большой языковой семье. Как называли себя народы, говорившие на изначальном языке, не известно. Скорее всего, просто «люди», «свои». Названия народов появились позже, когда люди пере-росли рамки узкого родового, а затем и племенного мирка… Учёные же назвали эту огромную общность «индоевропейской языковой семьёй», а носителей индоевропейских языков — индоевропейцами.

Шло время, и в ходе страшной засухи IV-III тыс. до н.э., которая случилась в Северном Причерноморье в результате изменения климата, большая их часть бежит к воде, в леса и болота Центральной Европы. Отсюда происходят

новые расселения. Те же племена, которые остаются на месте, в середине Европы, сохраняют и наиболее древнюю культуру, забытую другими индоевропейцами уже тогда – те представления, образы, мифы, что появились давным-давно, и уже тогда стали считаться древними. Всё менялось, а они сохранялись почти без изменений. Эти народы были предками славян и балтов (латышей, латгалов, литовцев), и поэтому они представляют собой огромный интерес для изучения и исследований!

Шутка ли: слушая литовца или великоруса, лужицкого или дунайского серба, в какой-то степени можно понять и представить, как звучала речь индоевропейца ещё до наступления Великой Суши веков эдак 50 назад, а разбирая сказки и былины, начинаешь понимать, как жили и воспринимали мир и самих себя, животный и растительный мир, природу, стихии примерно в те же времена.

Занимаясь изучением данного вопроса на протяжении всей жизни, можно смело заявить: и славяне, и их ближайшие родственники до сих пор относятся к числу малоизученных народов.

Славяне долго жили бок о бок с племенами, которые в годину страшных природных бедствий не ушли к воде, а остались на земле матерей и отцов, бабок и дедов. Для этого пришлось стать кочевниками-скотоводами и изобрести лёгкие боевые колесницы, запряжённые приручёнными конями. Их предки пахали и сеяли, потому эти народы и сохранили древнее самоназвание. Из столетия в столетия они продолжали именовать себя просто «пахарями» — арья.

Ариями.

Их общение с предками славян было настолько долгим и тесным, что учёные говорят о вторичном родстве их языков. Не понимая взаимодействия славян и ариев, невозможно понять ни многие ключевые места и события из Библии, ни то, кто же такие русы.

Дальнейшая история славян также чрезвычайно интересна. Из Центральной Европы постепенно уходили их родственники. На запад и север ушли германцы. Затем на восток Европы двумя волнами мигрировали балты. В первые века новой эры славяне, пока ещё небольшими ручейками, уходят на Балканы, где известна стела славянскому богу Добробогу римского времени, и в Восточную Европу. Наконец, с конца V века н.э. начинается Великое пере-селение славян, фактически длящееся и поныне, если иметь в виду освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Постепенно вырисовывается гигантский Славянский Мир – такой древний и такой юный.

Древний, потому что сохраняет – даже сейчас сохраняет! – уже давно забытые даже ариями во времена Вед и Авесты реалии праиндоевропейской прародины – гористой и лесной страны с ясно выраженной вулканической активностью. Только недавно исследователи поняли, что это нынешняя Восточная Турция, горы Курдистана. Потому у сербов дунайских и хорватов, черногорцев и боснийцев «гора» и сейчас означает просто «лес». Потому у русских в былинах обряд посвящения главного и самого любимого героя – Ильи Муромца – часто проводит Святогор – одушевлённая гора. Пена же, идущая из него – явно минеральная вода.

…И такой юный, ибо его потенциал ещё далеко не раскрыт – не раскрыт даже в минимальной степени.

В наше время выделяют три группы славян – восточные, западные и южные. Восточные славяне, которых до 1917 г. обычно называли русскими славянами – это великорусы, белорусы, украинцы (малорусы) и русины (карпато-русы). Последних в советское время было принято считать частью украинцев, но это неверно, о чём мы особо поговорим в другой раз.

Славяне западные – поляки, кашубы, практически слившиеся сейчас с поляками словинцы, чехи и словаки, а также лужицкие сербы – потомки почти истреблённых или же насильственно онемеченных крестоносцами и их потом-ками полабских славян (то есть славян, живущих по реке Лабе, по-немецки — Эльбе).

Славяне южные – болгары, близкие с ним македонцы, словенцы, а также говорящие на одном – сербскохорватском – языке сербы, хорваты, боснийцы (славяне-мусульмане) и черногорцы.

На первый взгляд может показаться, что это простое деление на три группы некогда единого народа. Но это не так. Небольшие особенности суще-ствовали у славян и до их Великого переселения. К тому же, выход славян на историческую арену был чрезвычайно бурным, пусть многие детали неясны и сейчас. Те или иные племена и племенные союзы переселялись, порой на огромные расстояния, вплоть до начала X века, смешивались и между собой, и с более древними обитателями – балтами, ариями, народами лесов – финно-уграми (предки эстонцев, карел и их родственников).

Так, в становлении будущих новгородцев, которых в летописи называли «словене ильменские», кроме местных финно-угорских племён, участвовало три волны славянских переселенцев. Первая из них пришла из будущей Смо-ленщины. Эти славяне принесли на север особенно древние черты в языке и века полтора жили среди финно-угров, почти не имея контактов с иными сла-вянами. Потом сюда же пришли славяне из Южной Прибалтики — будущего Польского Поморья. Третья волна пришла из будущей Мазовши – Мазовии, с северо-востока будущей Польши. Но из этого вовсе нельзя сделать вывод, что новгородцы – западные славяне, ибо деления славянства на три группы тогда не существовало, они формируются позже. До начала XII века (!), по отзывам

языковедов, ВСЕ славянские языки точнее было бы характеризовать как диа-лекты одного языка.

Впрочем, удивляться не стоит: и сейчас славяне, если будут разговаривать медленно, в общем, поймут друг друга, а вот германцы – например, англичанин и норвежец, — вряд ли. Причина проста: славяне слишком поздно из всех индоевропейцев разошлись между собой, ибо 15 веков (полторы тысячи лет) для этого просто мало.

Запомним это! Очень хорошо запомним!

(Продолжение следует)...

И.В. Лисюченко.

______________________________

Список литературы по смежным контактов ариев и славян:

Афанасьев Г.Е. Донские аланы. 1993 — скачать
Бубенок О.Б. Ясы и бродники в степях ВЕ. 1997 — скачать
Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. 1999 — скачать
ВЕ в эпоху древности и средневековья. 2004 — скачать
Вопросы славянского языкознания. Вып. 6. 1962 — скачать
Древность Арьи, славяне. 1996 — скачать
Культура русских в археологических исследованиях. 2008 — скачать
Моргунов Ю.Ю. Древнерусские памятники поречья Сулы. 1996 — скачать
Наливайко С. Этническая история древней Украины. 2007 — скачать
Обряды и верования древнего населения Украины. 1990 — скачать
Рахно К. Земля незнаема и иранский субстрат СоПИ. 2014 — скачать
Топоровские чтения. I-IV. Избранное. 2010 — скачать
Эдельман Д.И. Иранские и славянские языки. Исторические отношения. 2002 — скачать


Яндекс.Метрика