Россия и БРИКС: перспективы развития


Прошедший 15-й саммит БРИКС в Йоханнесбурге стал во многом прорывным, если не сказать, поворотным моментом в развитии международной обстановки. Конечно, это могут быть громкие слова, но уже сам по себе потенциал объединения БРИКС действительно впечатляет и выглядит многообещающе, если динамика его развития и расширения сохранится. На этом пути, однако, есть и проблемы, и подводные камни, и рано впадать в эйфорию.

Изначально объединение включало в себя пять крупнейших держав так называемого развивающегося мира с разных континентов: Россию, Китай, Индию, Бразилию и ЮАР, и носило характер сугубо экономический. Более того, по мнению ряда экспертов, сама идея создания БРИКС принадлежит Великобритании, как это не покажется странным. Экономический потенциал пятёрки и характер экономики таков, что они скорее конкуренты на мировом рынке, очень разные, очень далеки, очень сложная логистика, если развивать отношения сугубо между собой. Поэтому каких-либо серьезных перспектив в плане интеграции этой пятёрке между собой, опять же, изначально не просматривалось-особенно в условиях доминирующих позиций Запада в мировой экономике и финансах. Однако шло время, и постепенно Китай в считанные годы стал второй мировой супердержавой в экономическом плане. Отношения внутри объединения построены на принципах равноправия и взаимного уважения интересов друг друга. Это не могло не привлекать интереса к объединению со стороны других государств, все более недовольных давлением и зависимостью от коллективного Запада. Поэтому они начали активно стучаться в дверь этого клуба. Начатая тем же Западом против России гибридная война через прокси армию Украины показала, что Запад ни коим образом не хочет терять свою монополию на власть в мире и хочет показательно наказать Россию за попытку бросить ему вызов. Это привело многие страны к выводу о том, что поодиночке их как прутик переломают после того, как, если смогут, разберутся даже с такой крупной страной, как Россия. Пришло осознание того, что нужно объединяться в рамках не западных перспективных форматов.

Англосаксы, естественно, пытаются всячески тормозить эти процессы сближения и объединения стран в рамках БРИКС, используют в этой связи рычаги влияния на свою бывшую колонию — Индию, пообещав ей всяческие пряники и морковки за учёт западных интересов. Вот почему именно из-за позиции Индии расширение клуба тормозилось, как тормозится и процесс создания общей валюты БРИКС в противовес гегемонии доллара.

Тем не менее, на саммите БРИКС было принято историческое решение о расширении клуба и включении в него целого ряда ведущих развивающихся стран с каждого континента. А принятые итоговые документы свидетельствуют о готовности стран — членов БРИКС заниматься не только сугубо экономическими вопросами, но и помогать появлению нового многополярного мирового порядка.

По сути, речь идёт о формировании новой, альтернативной ООН международной организации, где, в отличие от ООН, все более подвластной воле американцев, интересы всех стран-членов будут или должны в равной мере учитываться. Формирующийся клуб не западного мира с точки зрения людского потенциала экономических и природных ресурсов уже стал одним из мировых полюсов.

Помимо расширения (а это была только первая волна, в очереди ещё несколько десятков стран), также важно договориться о введении, пусть и не сразу, какой-то единой общей валюты, которая могла бы избавить всех участников от диктата доллара США.

Этот очень сложный вопрос-для создания новой финансовой инфраструктуры потребуется немало времени. Будет и противодействие западников, давление по линии подконтрольных им международных финансовых институтов. Зависимость от них большинства стран не позволит в достаточно короткий промежуток времени выйти на общую валютную единицу. Однако есть путь и опыт Европейского Союза, когда сначала был введён экю- такая расчётная единица, которая позволяла до появления евро пересчитывать национальные валюты для ведения взаимной торговли. Это вполне реально в качестве первого этапа. Китай, конечно, хотел бы предложить юань в качестве расчётной единицы или общей валюты, что ряд стран уже практикует в торговле с ним нефтепродуктами, например, Саудовская Аравия. Но есть фактор Индии, который приходится учитывать.

Другая важная задача для стран-участниц — это создание собственного механизма и правил взаимодействия, учреждение постоянно действующего секретариата, принятие регламента и прочей атрибутики, если речь идёт о создании полноценной международной организации.

Итоги саммита в целом отвечают интересам всех членов данного клуба, однако, как представляется, все же Китай получил наибольшие дивиденды. В частности, у него больше влияния на таких новых членов как Иран и Саудовская Аравия, больше финансовых возможностей для продвижения собственной повестки и проектов сотрудничества. Интерес Пекина к БРИКС очевиден – ему нужно набирать политический вес на мировой арене и превращаться в политического игрока первого уровня. А это невозможно без союзов, объединений разного рода, гибких платформ кооперации.

Нервная реакция Вашингтона на этот саммит, в частности, жёсткие ноты с напоминанием Индии о стратегическом партнёрстве с США, говорят о том, что потенциал БРИКС даже ещё не в проявленном виде американцев уже пугает и заставляет принимать контрмеры.

Что касается России, то безусловно итоги саммита отвечают ее интересам и в целом в условиях специальной военной операции являются ощутимым подспорьем на международной арене. Важно при этом не успокаиваться или трубить о победе, а компенсировать относительную финансовую и технологическую слабость (луноход Индии на фоне фиаско нашего проекта наглядно это продемонстрировал) дипломатической инициативностью и интеллектуальным лидерством в формировании повестки дня БРИКС. Этому и должно поспособствовать председательство России в этом клубе в следующем году и проведение саммита в Казани.

Любопытно, что аббревиатура клуба БРИКС созвучно английскому значению слова кирпичики. Именно из таких кирпичиков на наших глазах постепенно формируется новое мироустройство, будем надеяться более справедливое и устойчивое для сохранения Жизни на Земле, чем нынешнее западноцентричное.

В.Добренков


* Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.