Как лампа русского Лодыгина стала лампой американца Эдисона.

Изображение

Маленькое солнце для всего мира 

18 октября 1847 год. 
В селе Стеньшино Тамбовской губернии родился Александр Николаевич Лодыгин, изобретатель, подаривший миру новую эру — эру электричества.

Александр Лодыгин подарил миру свое главное изобретение: маленькое персональное солнце — лампу накаливания, ознаменовав этим эпоху научно — технического прогресса. Но все ли об этом знают?

Давайте-ка, вспомним ненадолго, свое школьное время и уроки физики. У многих из нас, при слове «электричество», всплывут в памяти портреты на стенах и фамилии таких физиков как Якоби, Яблочков, Лодыгин и факты, которые в общем-то, сливаются в некое единое ощущение, что русские владели мировым первенством по разработкам в области электричества, но потом что-то пошло не так… И лампочку изобрел в итоге американец Томас Эдисон. И первенство почему-то надолго перешло в Америку и многие даже скажут, что там оно по сути и осталось по ныне.

Вернемся к России и рассмотрим эту тему поподробнее, ведь споры по поводу того, кто же всё таки изобрёл лампочку первым, не утихали много лет. Одни реально считали, что впервые лампу накаливания изобрел Томас Эдисон, другие — что её создал Павел Яблочков.

Но на самом деле лампу, работающую по принципу накаливания нити, изобрёл именно Александр Николаевич Лодыгин и он был действительно выдающимся и блестящим учёным, только вот предприниматель из него получился не очень.

Да, Александр Лодыгин реально мог бы стать Илоном Маском своего времени, умей он продвигать свои изобретения и не вмешивайся в политику. Но обо всем-по порядку. 

Давайте разберемся, как всё же в итоге русский изобретатель оказался в забвении, не оставив ни одному своему изобретению своего имени и как потерял права на своё главное детище?

Летак и лампа

Мечтой всей жизни Лодыгина, ради которой он и делал все свои изобретения, было построить «летак» -так он называл вертолёт. И на протяжении всей жизни все его изобретения лишь ступени к его построению и к усовершенствованию жизни людей. Он изобрёл электророзетку и вилку, электропечь, сварочный аппарат, электротягу для трамваев и поездов, топливные элементы, извлекающие электроток непосредственно из топлива и конечно, электролёт Лодыгина, двухвинтовой вертолёт (на 70 лет раньше двухвинтового вертолёта Сикорского) и многое другое.

Итак, в 1870 году Александр Лодыгин отказался от военной службы и переехал в Петербург. Именно там он загорелся идеей использования электричества для приведения в движение воздухоплавающих машин.

Изобретатель составил тщательный план по созданию экранолёта — машины, которая бы летала по воздуху при помощи электричества. Но на родине его старания не оценили. Зато во Франции его план приняли и даже пригласили в Париж, но внезапно его экранолёт оказался уже не нужен и он вернулся на родину.

Тогда учёный переключился на идею электрического уличного освещения. Основным новшеством А.Н. Лодыгина того времени стала электрическая лампа. Вначале она представляла из себя стеклянный сосуд в форме шара. В ней установлены 2 элемента из меди, примерно 6 мм поперечного сечения. На них монтировался угольный стержень, который отличается высокой проводимостью тока. Электричество передавалось по проводникам, которые проходят сквозь специальную оправку. Она покрывает отверстие лампочки.

Свидетельство на это открытие Лодыгину было выдано во многих странах Европы, но не в России. Конечно, первые лампы накаливания обладали небольшим ресурсом эксплуатации – он составляет примерно 40 минут.

Последующие разработки, в том числе конструкционные, приводили к продлению ресурса эксплуатации. В частности, из ламп было предложено откачать воздух. Вначале использовался для этого обычный ручной насос. Вслед за этим обугливаемые вещества заменены на древесину, природные волокна. В конечном результате эксплуатационный ресурс лампочки был увеличен до 900-1000 часов непрерывного использования.

Александр Николаевич открыл компанию «Русское товарищество электрического освещения». После он принялся активно рекламировать первые лампы накаливания. Для этого в 1873 году в Петербурге установили семь огромных светильников. Чтобы посмотреть на них, люди даже покупали специальные билеты!

Александр Лодыгин получил патент на творение своих рук на родине и в нескольких странах Европы. Но это ему мало помогло в ведении бизнеса. Своих денег не хватало, а правительство России поддерживать учёного не очень стремилось. Поэтому вскоре начались проблемы.

К 1875 году дела компании Лодыгина пошли под откос. В это время Павел Яблочков создал дуговую угольную лампочку и получил на неё патент. Она обладала более совершенной конструкцией и была менее затратна в производстве. Огромную сумму Яблочков вложил и в продвижение своего детища, чтобы о его лампе заговорили везде. А лампы Лодыгина постепенно начали забываться. Кроме этого, возникли некоторые проблемы и с патентами.

Поскольку компания изобретателя быстро обанкротилось, то Лодыгину не на что было продлевать свои патенты. Но учёный не стал отчаиваться. Он уехал во Францию, а после перебрался в Америку, одно время живя на эти две страны. Он смог усовершенствовать свои лампы и изобрёл вольфрамовые лампы накаливания. В них нити из угля были заменены на тончайшие нити из вольфрама. Беда была в том, что патенты на вольфрамовые нити и методы их получения Лодыгину было нечем оплачивать. Что и сыграло на руку Томасу Эдисону.

Изображение

Томас Эдисон

Живя в США, Лодыгин стал обладателем патента на лампу накаливания с вольфрамовой нитью. Об этом в 1890 году даже вышла статья в американском научном журнале. Однако несмотря на свой недюжинный ум Лодыгин не смог развить бизнес по производству и продаже ламп. Не сумев продлить свой патент, он продал его в 1906 году. И покупателем, конечно же, оказалось подставное лицо, представлявшее интересы Эдисона и компании «General Electric».

Эдисон также вёл разработки в области усовершенствования ламп накаливания с различными нитями накаливания. И вместе с тем он был отличным предпринимателем. Заполучив патент Лодыгина за гроши, Эдисон сумел обставить всё так, что изобретателем лампы с вольфрамовой нитью оказался он. Но не все с ним согласились. Французские журналы выпустили несколько разоблачающих статей. Правда они мало помогли против широкомасштабной рекламной кампании Эдисона. Спустя некоторое время про вклад Лодыгина все забыли, а отцом электрической лампы стали считать Томаса Эдисона.

Изображение

Увы, история повторилась и в этот раз. Талантливые разработки обеспечивали славу и финансовое благополучие не учёным, а тем, кто смог вовремя сориентироваться на рынке и оформить патент. Массовое изготовление ламп накаливания наладил Томас Эдисон, но изобрёл их именно наш соотечественник – Александр Лодыгин.


Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.