​«Осенние Деды» (22-29 октября)

Изображение


«Осенние Деды» (22-29 октября)

Современный человек все с большими темпами отдаляется от собственных корней, традиций, от того понимания бытия, которое фрагментарно сохранялось вплоть до XIX – XX веков. Календарный год славян невероятно богат различными праздниками с их песнями, танцами и всевозможными обрядами. Особое же место занимали обряды, связанные с обращением к памяти предков, и даже взаимодействию с ними.

Но прежде нам хотелось бы говорить о том, что в большей степени согласуется с данными этнографии и фольклористики, тех наук, при помощи которых мы можем наиболее полно увидеть картину реалий, действительных для русского населения с незапамятных времен и вплоть до XIX века.

Народные заговорные тексты, их формуляры (начало и конец текстов), как правило оканчивались вариативным восприятием православных молитв, зачастую отходящих от норм, принятых церковью.

Самое известное и по сей день используемое и нами современными в быту выражение «Чур, меня», говорит о синкретизме народной веры, ее дуальности и глубинной памяти, передававшейся из поколения в поколение, на протяжении многих веков.

Из трудов известного историка А. В. Пыжикова, мы знаем, что годичный цикл на Земле для ушедших предков считался сутками на том свете, или конкретным обрядовым днем. И если на Красную Горку (1 мая) считалось, что души усопших пробуждаются, то на Осенние Деды предки «уходили спать», а следовательно та помощь и благодать, которую получали во время их «бодрствования», к зиме сходила на нет, поэтому и зимнее время, считалось всегда опаснее, в отличии от летнего.

Насколько вариативен фольклор, настолько и вариативны традиции региона, поэтому ранее дни поминовения отмечали в разные дни.

Это осколок забытой традиции, когда эту важную дату вычисляли, не привязывая к определенному числу месяца, однако был все же некоторый важный промежуток между 26 октября и 3 ноября, когда и устанавливались день почета, иногда даже деля такие дни по гендерному признаку.

Скорее всего именно поэтому внутри существующей и по сей день православной традиции день поминовения отмечен субботой перед Дмитриевым днём – 26 октября, ранее «Осенние Деды» (22-29 октября)

Интересно замечание церкви насчет выбора субботнего дня: «…суббота является днём поминовения святых мучеников и всех усопших по той причине, что суббота, седьмой по счету день творения, в ветхозаветные времена являлась днем покоя, в субботу же Христос покоился во гробе. Поэтому именно суббота наиболее соответствует молитвам о даровании усопшим вечного покоя». (Августин Аврелий, блаженный ок. 430 года.)

Особая важность в такие дни уделялась чистоте. Считалось, что пришедшие в дом «старшие родственники», могут как оскорбиться, так и светлыми своими «смиренными платьями» (белыми, погребальными) могут запачкаться, и назад их путь станет осложнен, но самое страшное – и вовсе покинут родной дом в обиде.

Изображение

«Души умерших могут обидеться и уйти из-за стола и в том случае, если хозяева сделают что-то, что им не понравится, например, будут ругаться во время приготовления поминальной трапезы или оботрут грязным фартуком хлеб, испеченный для поминовения умерших. Жена дьяка готовила поминки по умершим. Посадила в печь хлеб и пироги, а те, мертвые, уже сидят незримо за столом, дожидаются. А слуга у них был такой безгрешный, что мог видеть души умерших. Вот дьячиха стала вынимать из печи пироги и паляницы, а мертвые ждут. Вынула она последнюю буханку и обтерла ее передником. А мертвые встали из-за стола и направились к дверям. Один из них — хроменький мальчик — зацепился ногой за порог и упал, а все остальные на него сверху попадали. Слуга увидел это и засмеялся. Хозяйка спрашивает: — Ты что смеешься? А он в ответ: — Был у вас сын хромой? — Был. — Вот когда вы обтерли буханку передником, все умершие родственники встали из-за стола и собрались уходить, а впереди шел хромой мальчик. Он зацепился ногой за порог, и все на него упали.»

Е.Левкиевская «Мифы Русского Народа», М., Апрель АСТ, 2000 г.

Особым образом обращались и к памяти о количестве ушедших родственников, любимой ими, богатой еде.

На деды нужно угощенье приготовить, чтобы блюд было нечетное число. Говорят, нужно сварить что-нибудь горячее, чтобы пар шел. Всю еду нужно поставить на стол и звать: «Деды, мои приятели, идите ко мне ужинать!» После еды льют воду с каждого края стола по кругу крест-накрест и говорят: «Деды, мои приятели, пили-ели, идите теперь на свое место».

Е.Левкиевская «Мифы Русского Народа», М., Апрель АСТ, 2000 г.

Изображение


Обращаясь и созывая «Их» на трапезу, упоминали самые почетные слова, безусловно так же имеющие традиционные словесные формулы, существующие внутри каждого региона, порою отдельной семьи.

Кладут на стол коливо, кисель, яблоки, вареники. Это уже дедам. Сколько душ померло, столько ложек кладут. Положили и говорят: «Пусть ужинают деды! Деды и бабы! Кто на том свете есть!» Если забудешь это сделать, так они снятся и говорят, что приходили ночью, а не было ничего. В другой раз уже берешь и кладешь на стол ужин дедам. Наутро садятся и теми же ложками едят. Если в семье было шесть умерших, а за столом ело только четыре человека, ложки все равно лежат на столе. А потом их моют тоже, хотя их никто не трогал.

Е.Левкиевская «Мифы Русского Народа», М., Апрель АСТ, 2000 г.

Конечно же, чтобы удобрить предков обязательно приготавливались различные ритуальные яства. Особое отношение на Руси всегда уделялось «меду». Издревле в эти знаковые дни, обязательными к приготовлению были сыто и кутья.

Изображение

Отдельное внимание уделено цельному зерну, символу полного нескончаемого оборота жизни и смерти у наших предков. От которого не просто зависела жизнь семьи, скота, оборот торговли при удачном урожае.

Цельное зерно, уходило в землю чтобы родиться вновь, дать всходы, тем самым, умирая и воскрешаясь, оставляя надежду на легкую или нелегкую долю целому народу.

Оберегали предков и от холодов, которые могли их застудить. Согласно обычаям, бытовавшим в разных регионах нашей страны, традиция «греть родителей», была особенной формой взаимодействия с миром мертвых. И названия соответственно имела различные зачастую намеренно ласковые, вот некоторые из них:

«родителям поминки греть», «греть ножки покойникам», «греть деда», «греть души на небе».

Для подобных церемоний, продолжавших существовать еще в XIX — начале XX веков, возлагались костры, зачастую рядом с местом упокоения родственников, что безусловно не могло быть не замечено оком православной веры.

В «Слове св. Григория» говорится: «И мусор у ворот жгут в Великий четверг, говоря, что у этого огня душа приходит обогреваться». Или: «В Великий четверток солому палят и кличут мертвых» («Стоглав», гл. 41). Позднее обычай обогревать родителей свелся к тому, что на Рождество, Новый год и Крещение, а иногда во вторник Фоминой недели (на Радуницу) хозяин сгребал мусор посреди двора, в воротах или на огороде, добавлял туда немного зерна и ладана, накладывал сверху соломы (нередко смешанной с навозом) и зажигал. При этом обязательно клал три поклона и говорил: «Ты, святой ладанок и серенький дымок, несись на небо, поклонись там моим родителям, расскажи, как все мы здесь поживаем». Обряды обогревания души иногда совершались на второй или третий день после похорон: сжигали стружки от гроба, и душа покойника приходила греться. На Русском Севере в один из святочных вечеров было принято особенно жарко топить печь для предков.

Е.Левкиевская «Мифы Русского Народа», М., Апрель АСТ, 2000 г.

Однако, стоит отметить, что далеко не все ушедшие родственники могли считаться безопасными для обычных живых. Наверняка многие из нас слышали о неверно ушедших, неупокоенных мертвецах – тех, кто не мог обрести родительский статус. Обычно, к ним относились: утопленники, люди скорой смерти, случайно умершие, самоубийцы, незамужние умершие девушки (в случае этого их хоронили в свадебном одеянии).

Ай жали-бали неверныя люди

Ай няверныя оны Господу Богу

Толькя верныя оны поганому Смоку

Отдавали в день все по человеку

Ай дошла чарада дой самаго короля

Ай хоть сам король иди, ай хоть дочь вяди

А я сам ни пойду, дочку повяду

Обувайсь, надявайсь, королевночка

Ай на праву ручку дай наперсночки

Одевай ка девка, смеретные платья,

На головочку шаль пуховаю

Ай повел король дочку на круту гору

Ай сядит-глядит королевночка

Ай бяжит жа бяжит дай поганай Смок

(Духовный стих — с. Щелкановка Седельниковского района Омской области )

Также опоицы, замерзшие и прочие варианты неестественной смерти. Проще говоря те, кто умерли внезапно, не успев подготовиться к своей кончине.

Изображение

В роще на ветле повесился крестьянский парень Григорий. Едва только похоронили самоубийцу, как деревенские бабы стали толковать, что на том месте, где он повесился, появилось привидение и в образе Григория показывалось прохожим. Оно настолько испугало проходившую мимо женщину, что у той отнялся язык. Кроме того, многие слышали, как из рощи, где висел самоубийца, стали доноситься рыданья и стоны. Однажды кучер соседнего помещика возвращался к себе домой через этот лесок и встретил там Григория, с которым был дружен при жизни. «Пойдем ко мне в гости», — пригласил его Григорий. Кучер согласился. Пир был на славу, но пробило двенадцать часов, петух запел, и Григорий исчез, а кучер оказался сидящим по колена в реке, которая протекала недалеко от села.

Е.Левкиевская «Мифы Русского Народа», М., Апрель АСТ, 2000 г.

Община, мир, духовное сообщество, четко разделяло подобные формы смертей, по народным верованиям, именно такие покойники после перерождались в кикимор, упырей, русалок и различных «злых духов».

Удивителен и тот факт, что такие люди как правило были отринуты, отделены от общества, соответственно их знаковая роль внутри обрядового, фольклорного мира, была не просто усечена, но и осуждена.

Случалось такое, что еще живые люди, могли стать «отделенными» от общества, к таким людям относились, колдуны, ведьмы, кликуши, проклявшие своих детей или родственников люди. Соответственно, «их» не просто не ждали, но и не упоминали их, в перечне приглашенных на праздник «Дедов».

«Мать прокляла сына за то, что он поднял на нее руку. Через несколько десятков лет пришлось разрыть его могилу, и увидели, что покойник в могиле сидит. Покойник сказал: «Я тридцатый год лежу, и меня земля не принимает, а матери Бог смерти не дает, за то что меня не простила. Если она меня простит, то Господь ей смертушку пошлет, а если не простит, ей Бог смерти не пошлет, а меня мать-сыра земля не примет». Мать, помолившись, перекрестила сына, и он мгновенно превратился в прах»

Е.Левкиевская «Мифы Русского Народа», М., Апрель АСТ, 2000 г.

«Нечистые» покойники ходят после смерти, потому что их «земля не принимает». «Чтобы тебя земля не приняла» — очень распространенное проклятие. Считается, что таких покойников бесполезно зарывать в землю, она не держит их в себе, и они через некоторое время снова оказываются на поверхности. В одной украинской легенде говорится о сыне, проклятом матерью. Через некоторое время сын заболел и умер. Его не удавалось похоронить — закопают в землю, а гроб через два дня выходит из могилы наружу. Его снова закапывают, а он снова выходит. Тела «нечистых» покойников в могилах не истлевают, как у обычных умерших, а лишь распухают и страшно смердят.

Е.Левкиевская «Мифы Русского Народа», М., Апрель АСТ, 2000 г.

Интересный факт, но сразу после «Осенних Дедов», когда души предков засыпали и их обережные способности сокращались, то на первый план как бы выходила нечистая сила (то есть души «неупокоенных мертвецов»), и какой «праздничек» в честь них празднуется по сей день на Западе, да и у нас в стране нынче 31 октября? И случайность ли это?

Итак, не забывайте почтить память собственного рода и уважить его в ближайшие календарные даты, а мы, в свою очередь, постараемся и дальше доносить до вашего сведения датировки и сведения о самых знаковых для народной традиции праздниках. Благодарим за внимание. 

Владимир Гуськов



                         * Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора 

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.