​Так ли прост тот самый «шут гороховый»?

Изображение

Крылатые выражения, особо любимы в народе — это остроумно, образно, красиво и всегда в тему.

Многие такие присказки имеют свою историю, порой забавную, а иногда, весьма глубокую и интересную.
Итак, почему же « Шут гороховый»? 


Существуют 3 основных варианта ответа на этот вопрос:

1) И тут дороги ведут в Рим. В древнем Риме шуты использовали погремушки сделанные из высушенного бычьего пузыря и гороха, насыпанного в него.

2) Сам горох ассоциировался у древних не только с плодородием, но и с телесным низом. Известны случаи употребления шутами горохового супа, так сказать, для использования в представлениях тонкой социальной сатиры. В средневековом театре шут также бил погремушкой актеров и зрителей, погремушка при этом являла собой еще и символ фаллоса — своеобразное орудие насмешки и посрамления.

3) В старину, в огородах, для отпугивания птиц и зайцев, ставили пугало, а для большего звукового эффекта его начиняли сухой соломой из прошлогоднего гороха. Его тоже звали «шутом гороховым».

Известны факты, что на Руси скоморохи, также наряжали себя гороховой соломой, а во время Масленицы чучело шута горохового возили по улицам.

Но, если все же, копнуть еще глубже, то можно увидеть, что слово, да и само явление шута имеет множество ролей, трактовок, функций и образов, уходящих истоками в самую удивительную древность, но при этом до сих пор живущую в народной памяти, как особый пласт любви к «веселым дуракам», которые на самом-то деле, вовсе и не дураки.

Ведь даже сейчас, слово «шут» у нас, используется и как синоним чёрта, а выражение «Ну и чёрт/шут/ с ним!» тому подтверждение.

А на самом деле, смысл тут более многоуровневый и уходящий своими корнями в единую древность индоевропейских народов, в самую губину смеховой культуры, так необходимой и обществу, и каждому человеку в частности.

Оказывается, шут не просто веселил наших предков, он был больше мудрецом и умным жрецом, социальным врачом, проводившим обряды, важнейшим элементом которых был смех.

Обряды, в которых надо сделать страшное смешным, а значит, подчинить и победить его, ибо смех — это еще и защитная реакция, и люди смеются чаще всего над тем, чего боятся или не одобряют, в этом кроются и истоки насмешек над любыми меньшинствами, и истоки государственной и политической сатиры.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.