​Жанры фольклора: драматические и лирические жанры

Изображение

Здравствуйте дорогие друзья!

В прошлой статье мы знакомили вас с эпическими жанрами народного фольклора. Продолжить наше путешествие сегодня хотелось бы с освещения лирических и драматических форм фольклорных текстов, нашедших свое жанровое отражение в фольклорной памяти.

Там, где слово и напев соединяется в едином действе с хороводом, игрой или обрядом, появляются удивительные формы драматических действ и текстов, более известных нам как хороводы, ряжения, игровые молодежные песни, народный театр. Речь о котором пойдет в отдельной статье, ведь многие исследователи выделяют этот пласт текстов в отдельный и самостоятельно развивающийся жанр фольклорной традиции.

Прежде всего, отправной точкой в рождении драматических жанров фольклора стали песни. Характерно то, что песни эти различны, немного расскажем о каждом из видов. Песни игровые — песни, которые исполнялись во время различных игр. Основное их отличие в том, что именно они внутри текста оговаривали правила игры, темпо ритм и даже гендерные, психологические портреты вошедших в игровое пространство молодых людей.

Хороводными являются песни, исполняемые в хороводах. Где характер движения более размеренный, плавный. Мало кто знает, но еще в 60-х годов, особо толковые этнографы и фольклористы настаивали на вертолетной съемке хороводов «с воздуха». Причудливые геометрические узоры хороводов, зависящие от сложной ритмики песен (9/4, 11/4), что исполнялись в ходе движения, зачастую, повторяли элементы вышивки региона, в которых были любимы к вождению.

Еще одним значимым фактором было то, что в ходе хороводных процессий молодежь не просто знакомилась, но и могла определить статус жениха по его наряду. Несколько сложнее приходилось барышням. По рассказам жителей с.Замежная «девка меняла наряд выходя в кажный новый тонець», а учитывая, что наряды девушки обшивали себе сами, умение было видно «на лицо».

Изображение

Плясовые песни сопровождают пляску. Главное назначение — создавать радостное настроение.

Игровые песни исполнялись молодежью на вечеринках. Главной темой молодежных игр — тема любви, женитьбы и замужества. В играх обнаруживались симпатии юношей и девушек. Песня представляла игру и давала играющим определенный настрой, а затем шла игра, зачастую имевшая уж очень задорный подтекст.

Из более мелких форм мы наблюдаем рождение более крупной, зачастую стихийной формы, в последствии обретшей жанровое наименование обрядовое ряжение.

Изображение

Ряжение- элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок, праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя «личины» и «скураты», участвующие в игрищах с «дьявольскими обличьями», с косматыми козьими «харями». Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу, а также на Троицу и Ивана Купалу.

Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, жида, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.

Несмотря на всеобщее веселье, ряжение рассматривалось среди русских людей как дело греховное и опасное. По данным, собранным на Русском Севере, сами участники переодеваний редко соглашались на свои роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Роли чертей, покойников и прочей нечистой силы, разрешалось играть только взрослым мужчинам, женщинам и детям этого делать не полагалось. После праздника все принимавшие участие в ряжении должны были пройти обряд церковного очищения.

Ряженье было обязательным компонентом святок, но также являлось составной частью развлечений на масленице, весенне-летних и осенних празднеств, на свадьбах. Участники ряженья в разных губерниях назывались по-разному: ряженые, нарядчики, наряжонки, окрутники, шуликуны, халявы, хухольники и т. д.

Изображение

Мир персонажей русских ряженых был довольно разнообразен. Ряженые могли изображать различных животных и птиц: козу, медведя, лося, волка, лисицу, журавля. Представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, татарина, еврея и др. Разного рода изгоев человеческого общества, скитающихся по свету: нищих, калек перехожих, бродяг, разбойников, странников. Людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников, а также представителей потустороннего мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д. Ряженым полагалось надевать такой костюм, который смотрелся бы со стороны как странный, диковинный, ни на что не похожий, как своеобразный антикостюм.

Лирические жанры фольклора нам более знакомы и близки. К ним относятся песни народные – если говорить языком науки, синтетическое, словесно-музыкальное искусство. Как искусство слова лирическая песня относится к лирическому роду поэзии, который по принципам художественного освоения действительности отличается от эпических форм.

Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное назначение народной лирики — выражение отношение к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств, настроений.

Первое отличие народной лирики проявляется в том, что передаваемые ею мысли и чувства, по сравнению с литературной лирикой, имеют более обобщенный характер.

Второе отличие, что она насыщена бытовым материалом. В народных лирических песнях вместе с выражением мыслей и чувств, которые составляют их главное содержание, лаконично, но довольно отчетливо показываются те жизненные обстоятельства, которые их вызвали. Поэтому в народных лирических песнях яркое отражение получили не только мировоззрение народа, но и его жизнь.

Подводя итог нашим ознакомительным статьям, хотелось бы акцентировать внимание на том, что возникновение жанров обуславливается многими обстоятельствами.

Общественной потребностью в них, задачами познавательного, идейно-воспитательного и эстетического характера. Своеобразием отражаемой действительности, уровнем развития художественной мысли народа и его исторического мышления.

Так на ранних этапах не могли быть созданы сложные формы, движение шло от простых и малых форм к сложным и большим (от пословицы к сказке и далее к преданиям).

Развитие и появление жанров прямо зависит от предшествующего художественного наследия и традиций, ранее сложившихся у народа. Влияния литературы (письменности) и других видов искусства.

Возникновение жанров — процесс закономерный: он определяется и внешними и социально-историческими факторами и внутренними законами фольклора.

Владимир Гуськов


* Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора

ИСТОЧНИКИ:
Владыкина-Бакинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни. – М.; Л.: Музыка, 1951.

Савушкина Н. Русский народный театр. М.: Наука, 1976.

(Копаневич, 1896,13).

Костюхин Е.А.: Лекции по русскому фольклору. — М.: Дрофа, 2004

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.