Амазонки. Проблемы матриархата. Женские воинские союзы.

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».

Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.

Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель».

Считается, что они являлись дочерьми бога войны Ареса и нимфы Гармонии; при этом уточняется, что Арес был не греческим, а фракийским богом, страны, расположенной на востоке Балканского полуострова. Страбон, древнегреческий географ и путешественник, предлагал три этнонима, связываемые им с амазонками: Хелазон, Алазон и Амазон (География, XI, 5,1-4,XII, 3,21-24).Сам Страбон, детство которого прошло у берегов Чёрного моря (в Амазее), склонялся к этнониму Амазон.

Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.

Царство амазонок со столицей Фемискрой основала царица Лисиппа, также ставшая первой амазонкой. Она заложила основные законы и правила жизни амазонок, она завоевывала новые земли для своего нового царства.

Три знаменитые южные амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили земли в Южной Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу, Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою, где будущий царь в то время был ещё ребёнком. Потом амазонки ушли с большой добычей, оставив небольшие гарнизоны в завоёванных городах. Эти гарнизоны были изгнаны союзом варварских племён, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу (по сообщению Павла Оросия амазонки вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н. э.).

Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.


Особо почитали амазонки Артемиду-охотницу и входили в ее свиту, охотились вместе с ней и с нимфами. Также амазонкам покровительствовала богиня Гера, жена Зевса. У амазонок даже проводились свои олимпийские игры, только для женщин, и посвящены они были Гере, а не Зевсу, как у греков.



Армия руководила всей жизнью амазонок – и военной, и мирной. Она была относительно невелика – не более четверти племени, при этом на «солдаток» ложилось множество обязанностей: они должны были постоянно добывать пропитание, защищать племя от врагов, поддерживать свою боевую готовность – и они же продолжали род.

Амазонки похищали своих брачных партнеров из враждебных или соседних племен и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.

Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема соответствующе.


Однако постепенно девы-воительницы стали использовать и мирные способы решения споров. Как правило, весной амазонки на месяц сходились на нейтральной территории с мужчинами из соседних племен, а через положенный срок отдавали счастливым отцам новорожденных мальчиков, оставляя девочек в племени. В книге Диодора Сицилийского описывается, как царица амазонок Фалестра пришла к Александру Македонскому и сказала: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына, а если родится дочь – забрать ее себе, потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Неважно, миф это или реальное событие, в любом случае виден «фирменный» подход.

Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали или кастрировали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Легенды об амазонках

Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате, или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи?
На этот счет выдвигается множество теорий.
Исток мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересно, что любимым оружием амазонок был двойной минойский топорик лабрис, и что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с острова Крит на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре.
Амазонки, согласно одной из таких теорий, могли быть дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, и это наводит на мысль, что их прообразом могло стать закрытое сообщество храмовых прислужниц. В таком контексте мифическое прижигание груди можно истолковать как нанесение ритуальных увечий.


Образ амазонки в истории


В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) — то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.

Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер — в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

Плутарх писал, что амазонки носили короткое, до колен платье, щит, напоминавший лист плюща, и шлем, скреплявшийся под подбородком ремнями. На шлем часто натягивали конический фригийский колпак из войлока с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и завязками. Это был единственный «предмет гардероба», который амазонки украшали вышивками или жемчугом.

Обитель легендарных амазонок

На счет родины амазонок выдвигаются самые разнообразные версии, родиной легендарных воительниц могли быть та же Греция, или же Причерноморье, горы Кавказа, Турция, донские степи, и даже Северная Африка. А вообще амазонки могли и вовсе делиться на разные племена, жившие в разных землях.

Место проживания амазонок точно неизвестно. Называют земли от черноморского побережья Турции до юга России, Ливии и даже Атлантиды. Возможно, восхищенные рассказы знатных путешественников о степных женщинах и другие, более правдоподобные истории, дополнили уже существовавший в Древней Греции миф об амазонках. Любопытно, что, по мнению древних греков, амазонки всегда жили на самом краю ойкумены, там, где заканчивается цивилизация. С расширением их представлений о мире, родина амазонок снова перемещалась всё дальше и дальше. Наверное, именно поэтому связанные с ними географические данные столь противоречивы.


Так, в древнейших письменных источниках рассказ об амазонках начинается с того, что они жили к востоку от Древней Греции в Малой Азии (Турция) и, вероятно, были основательницами городов Эфес и Смирна на восточном побережье. При Геродоте (V в. до н. э.) они переместились на юг России, а ко времени написания «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, в I в. до н. э., родиной амазонок уже считалась Западная Ливия.

Дионисий, живший в Александрии в середине II в. до н. э. сообщал, что наиболее древнее амазонское царство располагалось в Северной Африке, в Ливии, которое исчезло за много поколений до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера, были скальные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок. В Ливии, Алжире, Тунисе было много племён женщин, отличавшихся воинственностью и храбростью. Например, горгонские женщины упражнялись в военном деле и в течение определённого времени несли военную службу, в то время как мужчины занимались хозяйством и воспитанием детей. Под предводительством царицы Мирины были покорены многие земли. Соплеменницы Мирины, погибшие в битвах, погребены в трёх огромных курганах, которые до сих пор называют «курганами амазонок».


Археология

До недавнего времени ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.

Однако в конце 20 — начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт — рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.

Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.

Так или иначе, эти племенные союзы были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в 4—7 веке. Именно тогда амазонки перестали существовать.

Далее. Английский археолог Кассон обнаружил могилы женщин-воительниц в Хэронее и Мегаре. Процитируем Павсания, автора, написавшего первый и до сих пор самый подробный путеводитель по достопримечательностям Эллады: «Когда амазонки из-за Антиопы пошли войной на афинян и были побеждены Тесеем, то большинству из них было суждено погибнуть в сражении; Ипполита же, сестра Антиопы и в то время начальница женщин, с немногими из них бежала в Мегары; в сознании, что она причинила войску такое несчастье, она пала духом, особенно при таком положении дел, а тем более, видя невозможность вернуться домой в Фемискиру, поэтому она скончалась от горя, и, когда она умерла, ее тут и похоронили; по внешнему виду ее памятник похож на щит амазонки». Очевидно, английский археолог нашел могилу Ипполиты или ее воинов. Что еще раз подтверждает, что греческие мифы – совсем не мифы в современном значении этого слова, а поэтическое изображение реальных событий истории Античной Эллады.

Надгробный памятник амазонки Антиопы находился при входе в Афины по дороге из Фалиро через Итонийские ворота.

Были амазонки и в римской армии. Останки двух воительниц-амазонок, служивших в римской армии в Британии, были обнаружены в захоронении, поразившем археологов, пишет The Times (перевод на сайте Inopressa )
До сих пор было неизвестно, что женщины-воины сражались в римской армии в Британии, и находка в Бруэме, графство Камбрия, поможет пересмотреть их роль в обществе III века.

Думают, что эти амазонки находились в составе нумерий - нерегулярных войск римской армии, которые были прикреплены к легионам, служившим в Британии. Другие находки свидетельствуют, что их подразделение пришло из дунайских провинций Норикум, Паннония и Иллирия, теперь являющихся частями Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.

На месте захоронения в Бруэме в III веке находились укрепление и гражданское поселение, и анализ останков более чем 180 человек показал, что здесь погребали пепел мертвых. Вместе с останками одной из женщин обнаружили сожженные останки животных. Были найдены еще костяные пластинки, которые использовали для украшения шкатулок, а также детали ножен меча и глиняной посуды. Все это указывает на то, что эта женщина обладала высоким статусом; ее возраст оценивается от 20 до 40 лет. В могиле другой женщины, чей возраст составляет от 21 до 45, обнаружили серебряную чашу, ножны и костяные украшения.


Вашему вниманию книги о различных видах "женских союзов", проблемам матриархата и амазонках, представленные для свободного пользования:

Амазонки и Азербайджан - скачать
Амазонки Низами - скачать
Богаченко Т.В. Амазонки - женщины-воительницы. 1998 - скачать
Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. 1979 - скачать
ГИБИ. Т. III. 626 г., патриарх Никифор, Деяния Димитрия Солунского - скачать
Кереньи К. Дионис. Прообраз неиссякаемой жизни. 2007 - скачать
Кереньи К. Элевсин. Архетипический образ матери и дочери. 2000 - скачать
Ковалевский М.М. Первобытное право. Вып. I. Род. 1886 - скачать
Косвен М.О. Матриархат. История проблемы. 1948 - скачать
Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. 1957 - скачать
Краузе Э. Славянские ключи к нордическому мифу. 2012 - скачать
Курганы степной Скифии. 1991 - скачать
Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев - скачать
Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси - скачать
Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. 1982 - скачать
Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. 1989 - скачать
Родовое общество. 1951 - скачать
Скржинская М.В. Амазонки и аримаспы - скачать
Урманчеев Ф. Девушка - шакирд и воин. 1985 - скачать

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.