Рай, Тычка, Чекарда, Городки, Крегли, Буй, Пристенок

Русская игра Рай

Малороссийская игра. На земле чертят крест, который называется раем; вокруг рая или напротив рая выкапывают несколько десятков ямочек; между раем и ямочками делают большую яму, которая называется пеклом (адом).

Играющий берет в руки нож и, взявшись за его острие, бросает в землю, чтобы он воткнулся, и всякий раз, как воткнется, он ставит в ямочку прутик или палочку и продолжает, пока не даст промаха. Если он попал 20 или 30 раз, то другой игрок должен отыграть это число и потом доходить до рая. Редко случается, чтобы игроки доходили до рая.

Первому игроку случается, но второму предстоит много трудностей, потому что ему надобно отыграть первые ямочки. Когда второй игрок промахнется, тогда продолжает играть первый, засчитывая первые ямочки, и только он доходит до рая.

Русская игра Тычка

Игра в «рай» напоминает нам игру ножом в «тычку», от которой пошел вымысел о смерти царевича Дмитрия, но который умер, без сомнения, от рук злодеев Осина Волохова, Даниила Битяговского и Никиты Качалова.

Взявшись за конец острия ножа, игрок бросает его на землю, чтобы он воткнулся в нее. Кто больше воткнет острием, тот считает на другом игроке свои выигрыши; другой же игрок должен отыгрываться. Игра передается другому игроку всякий раз после промахов, и продолжают играть до усталости или откладывают отыгрыш до следующего раза. Названные здесь игры: «скрагли», «скляп», «скопердин», «цурка», «кегли», «рай» и «тычка», будучи весьма полезными для тела, заменяют гимнастические упражнения.

Русская игра Чекарда

Само название «чекарда» — татарское, и эта игра перешла к нам от татар, во время нашего порабощения. Игроки разделяются на две половины; избранные от двух половин конаются между собой.

Половина игроков, которой досталось по копанью поверенного (так выражаются) быть нагнувшимися, становится к стене, и один из игроков упирается об стену своей головой; позади его становится другой в таком же положении, как первый, исключая то, что он держит голову под мышкой первого для предохранения ее от ушибов во время игры; за ним становится третий точно также, а потом и все остальные. Составляющие другую половину прыгают один за другим на нагнувшихся и садятся верхом, ни за что и ни за кого не держась.

Вспрыгнувший последним ударяет три раза в ладони и кричит «Чекарда, ярда!» Если из вспрыгнувших никто не упадет и потом из соскочивших тоже никто не упадет, то продолжают вспрыгивать и соскакивать до тех пор, пока кто не промахнется. Тут много зависит от ловкости вскакивать и соскакивать, а потому первая половина замучивается второй.

Если кто-то промахнется из них, тогда и первая половина начинает так же ездить на них, как вторая. Эта игра доходит иногда до крайности: от вскакиваний и соскакиваний надсаживают спину и бока, отчего долго не могут их разогнуть.

И. Кокерев. Игра в городки. Гравюра с рисунка Е. Карнеева

Русская игра Городки

Ставят попарно бабки или пыжи в виде шестиугольника, это значит городить; в середине его три гнезда, которые называются сердцевина, или средовина. Бабочный городок бьют свинцовым или чугунным битком. Если кто-то собьет городок, тот похваляется перед всеми, а если заденет средовину то платит шестерней (по шесть бабок). Если, разбив городок, остается невредимой сердцевина, то она остается в пользу домоседов, т. е. таких, которые при бросании жребия битком сделали ничку — биток, но только тот, который упал на левый бок Одна плоцка и жиг дают право на игру. Плоцка означает, что биток падает правой стороной, а жиг,— когда спинкой.

В некоторых местах южной России, и даже в северной ее полосе, городком называют иногда сам пыж. Есть еще особая игра в городки, в которую играют в Смоленской губернии.

Втыкают в землю небольшую сучковатую палочку. Каждому сучку, от низа до верха, дают название городков, селений и деревень. Первому сучку всегда дают имя той деревни, где играют. Чаще всего это Королево, Тушино, постоялый двор, кабак Москвой называют самый верхний сучок, а возле каждого постоялого двора назначают кабак.

После приготовляют для себя по деревянному крючку, а одну палочку разрезают пополам, которую метают потом по жребию. Если две половинки палочки упадут на землю двумя плоскими боками, то играющий вешает крючок на первом сучке; если они снова лягут теми же боками, то крючок перевешивается сучком выше.

Если лягут одна плоской стороной, а другая круглой, или обе — круглыми сторонами, то крючок остается на прежнем месте, и палочки бросает уже следующий. Таким образом играющие, перевешивая свои крючки с сучка на сучок, доходят до Москвы и потом возвращаются домой, т. е. переходят к первому сучку снизу. Когда возвращающийся из Москвы встретится с едущим туда, то он дает ему дорогу, отодвигаясь от него сучком ниже; когда едущий в Москву догонит другого, туда же идущего, тогда он посторонится от него немного, перевешивает свой крючок ближе к Москве.

Кто прежде других съездит в Москву и возвратится домой, тот делается царем-победителем, который наказывает отставших щелчками в ладонь или в лоб. Счет щелчков начинается от того сучка, на котором остановился каждый при возвращении победителя домой.

После наказания игра возобновляется, начинает ее победитель-царь, за ним тот, кто отстал меньше, и т. д.

Эти городки выражают то смутное состояние России, когда при удельной системе искатели Московского престола спешили в Москву, объявляли себя властителями и торжествовали над своими соперниками, а эти соперники ниспровергали, в свою очередь, первых самозванцев. Игра в эти городки вошла в обиход, нет сомнений, после этих волнений, возможно, не ранее половины XVII века.

Х. Г. Гейслер. Заключительный момент игры в городки. Офорт. 1805г.

Русская игра Крегли

Тонкие и круглые столбики, высотой не более четырех вершков, называются креглями. Для игры чертят два четырехугольника, на расстоянии друг от друга в пятнадцать или двадцать шагов. Между ними выкапывают небольшую ямку, называемую масло.

По линиям четырехугольников ставят из креглей города, а именно: одну креглю кладут вдоль черты, наверху той крегли три: две рядом, а третью сверху; с одного конца ставят пятую, и это называется построение города. Играющие делятся на две половины: игрок первой половины бьет палкой в город противников, и если он выбьет из черты несколько креглей или хотя бы одну, то он переходит со своей половиной игроков на масло и уже бьет оттуда остальные крегли.

Бывает, что вся половина перебьет, а на масло никто не переходит, потому что никто не выбил из города крегли. Но когда тронут город из своего места, то играющие идут его осматривать: нет ли в нем лежащих на черте креглей. Если крегли повалились внутри черты, то они называются лежнями. Та половина, которая выбьет город после, ищет противников от одного города к другому только один раз, а потому первая половина снова начинает игру.

Во время игры появляются особые игроки, называемые козлами. Это те из них, которые не пристают ни к той, ни к другой стороне и бьют попеременно за них, приходя к ним на помощь. Это то же, что наемники, у которых честь там, где дают больше денег.

Смысл игры в «крегли» — нападение неприятелей на город, который отнимают попеременно друг у друга, и в это время появляются охотники и переметчики со всех сторон, получающие за свои услуги золото.

Русская игра Буй

«Буй» — весьма примечательная игра. В нее играют в Ярославле с незапамятных времен. Подобная забава нигде не встречается в России, кроме ближайших к Ярославлю городов: Романа, Борисоглебска и Рыбинска, и в эти места, вероятно, перешла из Ярославля.

Эта игра и поныне имеет многих поклонников из мещанства и купечества. Летом, в воскресный или праздничный день после обеда (в среднем сословии обедают в Ярославле в первом часу пополудни), играющие буем являются на место игры, около грех часов пополудни, в разных местах за городом, но большей частью на обширном лугу, за Романо-Борисоглебской заставой. Охотников играть собирается от 50—100 человек.

Они разделяются на две половины поровну, на городских и зарецких; потом кидают жребий, какой половине чкать (бить) и какой водить. Но чтобы вернее дать понятие об этой игре, нужно сказать о принадлежащих к ней вещах: сучке, коровке и палке. Сучка — деревянная четырехугольная плаха, толщиной вершков шесть, длиной от пяти до шести четвертей: она сделана из бакаута или другого тяжеловесного и твердого дерева.

В четверти аршина от одного конца находится небольшой покатый пригорбок высотой в дюйм. Коровкой называется вещь, сделанная из слонового зуба, величиной с голубиное яйцо или чуть больше, весом от 8— 10 золотников. Папки кленовые — толщиной в полтора вершка, длиной от 4—5 четвертей. Эти вещи используются таким образом: кладут сучку на землю, и к находящемуся на ней пригорбку ставят коровку; один из игроков берет палку и, отступив несколько шагов, бросает с разбегу палку на сучку: она бьет по коровке и прижимает ее к пригорбку, отчего коровка с визгом летит кверху и, описывая полукруг, падает за 50, а иногда за 100 сажен от сучки. Расстояние зависит от силы, и верности удара, и умения игрока.

Правила игры и используемые в ней термины следующие: когда вынут жребий, какой половине чкать и какойводить, тогда первая остается у сучки и попеременно чкает коровку, а другая половина идет в поле водить — ловить и подавать улетающую туда коровку. Для этого становятся в разных местах, чтобы удобнее было поймать и скорее перебросить коровку к сучке, ибо от проворства ловящих и от чкающих зависит их освобождение. Некоторые из водящих, особенно стоящие на местах, куда чаще улетает коровка, имеют на левой руке рукавицу чтобы во время ловли коровки было не больно руке.

Если некоторые из чкающих сделают промах или чкнут ближе меты, называемой вышлой, или за вышлую, но не успеют поднять и принести палку к сучке (при хорошем ударе палка ложится далеко от сучки, а при слабом — не улетает далеко), а между тем находящиеся в поле успеют перебросить чкнутую ими коровку к сучке, то промахнувшиеся не имеют права более чкать, а должны за все эти промахи, вместо наказания, сходить в поле до беглы, так называемой меры в 50 сажен от сучки, и оттуда, во время хорошего удара, пока не перекинут из поля коровку, прибежать к сучке.

Если кто-то не успеет прибежать и коровка будет переброшена раньше, в таком случае все чкающие лишаются права чкать и идут в поле водить, а водящие приходят чкать на их место. Случается, что все чкающие засядут, т. е. наделают промахи, тогда они отправляются в поле для беганья, а остается для выкупа их один, всегда лучший игрок. Если он сделает промах или вычкает за вышлую или хотя чкает и далеко, но не успеют до подачи коровки обратно прибежать засевшие от беглой к сучке, или же сделает зачклую, т. е. чкнет в сторону, куда также чкать запрещено (с обеих сторон сделаны меты), то за все эти упущения чкающие должны идти водить, а водящий чкать до подобного же случая.

Любопытно смотреть, когда засевших, или бегалыциков, соберется человек 50 или более, как они побегут при хорошем ударе, что есть духу, из поля от беглой и обратно к сучке. Игроки для легкости сбрасывают с себя сюртуки или другое верхнее платье и сапоги. Если некоторые из них не могут быстро бегать, то в таком случае просят кого-нибудь из игроков сбегать за себя. Это допускается тогда, когда он не имеет за собой подобной обязанности.

Между тем водящие с необыкновенной скоростью и искусством ловят коровку на лету, перебрасывают ее друг другу и всеми силами стараются как можно скорее докинуть ее до сучки и тем освободиться от неприятной и тяжелой должности водящих, т. е. подавальщиков. Во избежание споров, кто прежде достигнет черты, водящие оставляют у сучки из своей половины свидетеля, называемого забуйщиком, для надзора за справедливостью чкающих и полетами коровки.

Эта игра принадлежит к гимнастическим занятиям: в нее играют возмужалые, женатые и пожилые. Играют и дети, но только особо и немного.

Русская игра Пристенок

Это игра — денежная, принадлежит к запрещенным и называется в иных местах орел и орлик. По праздничным дням рабочий и ремесленный народ, собравшись на улице, бросает вверх грош или пятак Если он падает орлом, то это выигрыш; если другой стороной — проигрыш. Эта игра доводит многих до разорения, и очень часто игроки проигрывают свою одежду. Проигравшие выходят из себя: устраивают ссоры, драки и буйства.

Есть еще игра в пристенок другого рода. Она состоит в том, что становятся несколько человек в один ряд около стены; разделяются на две половины, из которых одна старается выжать другую, и доходит до того, что так сильно сжимают средних, что те кричат не своим голосом. Их давят, и одно спасение, когда они успеют выскочить из середины. В этой забаве принимают участие и резвые девушки, только в своем кругу; если же вмешаются в их круг мужчины, то происходят большие со стороны молодежи шалости.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.