Свадьба. Часть 2. Помолвка

"Помолвленные", "обручённые", "наречённые"

Как только было принято окончательное решение о свадьбе, назначалась помолвка: семьи должны были публично объявить ("молвить"), что их дети стали женихом и невестой.

Кроме того, во время помолвки (которая также называлась сговором) стороны жениха и невесты договаривались о том, в какой срок они сыграют свадьбу и породнятся, распределяли свадебные чины, оговаривали вопросы приданого, условия проживания невесты и так далее.

Переговоры заканчивались подписанием документа, отдалённо напоминающего брачный контракт -- так называемой рядной записи.

После этого начинался настоящий праздник в честь помолвки. Согласно чину "Домостроя", организовывалось лёгкое угощение. В первую очередь поздравляли будущую тёщу. Стороны обменивались подарками, далее следовали поцелуи с ширинками -- дарением друг другу платков.

Важным обрядом было рукопожатие отцов невесты и жениха над столом, которое называлось рукобитье (это слово стало синонимом "сговора"). Интересно, что во время рукопожатия оба отца закрывали кисти своих рук: надевали рукавицы, распускали рукава своей одежды или просто пожимали руки друг другу через рушник. Это наглядно показывало, что две семьи всё ещё чужие.

В некоторых регионах рукобитье и помолвку разделяли на два праздника: первое считали делом семейном, присутствовали лишь ближайшие родственники. В то время как помолвка отмечалась в другой день, и приглашали на неё столько гостей, сколько мог вместить дом родителей невесты.

Во время помолвки совершалось первое благословение на брак. Будущие супруги становились перед родителями невесты, отец невесты благословлял иконой, мать -- хлебом с солью.

"Благословение при сговоре крестьянской свадьбы". А. П. Екимов. Гравюра с картины И. А. Акимова. Середина XIX в.

В рамках помолвки часто совершалось домашнее обручение, которое заключалось в следующем. Перед женихом и невестой ставили по чаре с пивом/вином/мёдом, либо по блюдцу (часто с зерном). Парень и девушка клали свои кольца в эту посуду. Затем отец невесты три раза передвигал эти предметы. Таким образом, перед парнем оказывалась посуда с кольцом девушки, а перед девушкой -- посуда с кольцом парня. Жених и невеста надевали их.

Есть версия, что само слово "обручение" происходит от одного из названий колец -- "обручей".

"Помолвка". Н. И. Шаховский, XIX в.

На будущих супругов иногда надевали один на двоих меховой тулуп (либо плащ), покрывая их с головой. Его приносил жених. Обычно это трактуют как символ покровительства, которое с этой поры обязан обеспечивать девушке её суженый.

После помолвки невеста называлась "сговоренка". Будущих супругов могли называть "помолвленные". То же значение и у слова "наречённые".



Дарили ли на Руси кольца?

Только что мы говорили об обычае обмена кольцами, часто проводившемся на помолвке, теперь рассмотрим происхождение этой традиции.

В 1472 году в Рим приехало посольство от Ивана III c целью проведения смотрин невесты Софьи Палеолог. Дело увенчалось успехом, и папа начал заочное венчание. Однако все были удивлены, что русский государь не передал с послами своё кольцо для обряда. На этот вопрос присутствующий уполномоченный Иван Фрязин ответил, что такого обычая на Руси нет.

Из данного сообщения некоторыми делается неправильный вывод, будто на Руси не было обручения вообще, и только после приезда Софьи Палеолог оно получило распространение в нашей стране. На самом деле на Руси в то время не было обычая обмена кольцами на венчании, тогда как обручение перед свадьбой было широко распространено.

Видный историк М. Н. Никольский показал, что обмен кольцами возник на Руси задолго до введения христианства. В Переяславльско-Суздальской летописи отмечено: выбор суженого совершался на языческих праздниках в полях путём "пръест ручных показана, и от пръстней даралагания на пръеста чюжия"; также использование перстней в качестве атрибутов супружества указывается в "Слове об идолах" как дохристианский славянский обряд. На сохранившемся до наших дней памятнике славянского язычества, Збручском идоле, найденном на территории нынешней Украины и датируемым X веком, есть изображение богини с кольцом в руке. Считается, что это покровительница брака Лада.

Таким образом, изначально на Руси обмен кольцами происходил дома и за несколько недель до свадьбы. Но всё переменилось в 1702 году. Петр I издал указ, согласно которому не нужно было обручаться заранее, это разрешалось делать только в церкви перед венчанием, да и то было необязательно. По замыслу Петра I, указ должен был уничтожить юридическую силу обручения. Однако простые люди закон восприняли не в полной мере, и многие крестьяне всё равно продолжали проводить обмен кольцами в честь помолвки. В итоге, во многих деревнях обручение стали проводить дважды: первый раз -- дома во время предсвадебного цикла, и второй раз -- в церкви перед венчанием.

Церковное обручение не сразу пришло к тому виду, который знаком современным россиянам. Одним из промежуточных вариантов в его развитии из домашнего обряда был такой: супругам кольца надевал священник (золотое -- мужу, серебряное -- жене), после чего поддружье три раза менял их на пальцах новобрачных.

На заметку организаторам свадьбы

Итак, в давние времена кольца жениха и невесты не были одинаковыми. Кроме того, археологические данные показывают, что люди любили носить узорчатые перстни. Поэтому можно сказать, не существует никакой серьёзной приметы о том, что обручальные кольца должны быть непременно одинаковыми и гладкими.

Таким образом, исконно русский помолвочный обычай -- это обмен кольцами. Но были случаи, когда не два, а только одно кольцо было свадебным предложением. В 1647 г. царь Алексей Михайлович, выбрав невесту, подарил ей кольцо и платочек в знак того, что она стала его избранницей.

В России в XIX веке уже был распространён аналогичный обычай: в день помолвки жених должен был наряду с предметами одежды подарить невесте кольцо. Со стороны невесты отвечать тем же не предполагалось. Однако передачу этого ювелирного изделия нельзя назвать приглашением выйти замуж, это дополняющий обычай, а не основной (как бывает у героев голливудских фильмов).

Достоверно неизвестно, когда в России появилось поверье о том, что гладкие обручальные кольца будут способствовать мирной семейной жизни. Интересно, что к концу XIX века повсеместно в России распространилось аналогичное поверье относительно свадебных нарядов: люди стали считать, что они должны быть однотонными, чтобы супружество было спокойным (хотя на протяжении всей истории русские свадебные костюмы пестрели вышивкой, орнаментами и тесьмой). Вероятно, именно тогда вошли в моду и гладкие обручальные кольца.

Чётные и нечётные числа

При анализе свадебных обычаев становится понятно, что русские люди считали нечётные числа благоприятными. Да и в наше время крепка эта примета: "нечет" символизирует жизнь, а "чёт" -- наоборот. Это наглядно демонстрирует современное правило о количестве цветов в букетах (на праздники мы дарим букеты с нечётным числом цветом, а на похороны выбираем чётное количество).

Перечислим свадебные поверья, связанные с "нечетом":

  • Наиболее благоприятными числами для сватовства считались 3, 7, 9, 11;
  • На сговоре должно было присутствовать нечётное число гостей;
  • Число подвод свадебного поезда должно быть нечётным;
  • Каравай должно печь нечётное количество женщин;
  • Практически любая свадьба праздновалась три дня (реже пять или семь дней).

Вполне возможно, это правило могло распространяться и на другие свадебные события.

На заметку организаторам свадьбы

Не стоит играть свадьбу два дня, так как это выходит нехорошей приметой. Лучше выберите однодневный или трёхдневный вариант.

Красота-символ девичества

Красота -это какой-либо предмет, воплощающий девичью жизнь. Также её называли "девичья воля". В русской традиции есть два основных типа красоты: украшения для деревца или атрибут причёски.

Сначала рассмотрим красоту как атрибут причёски.

Девушки на Руси традиционно носили одну косу, в которую вплетали ленты, цветы. Головной убор всегда оставлял волосы непокрытыми (венец, венок, косник).

Красота могла быть любым из перечисленных предметов:

  • являться девичьим головным убором (часто венком из искусственных цветов или "коруной");
  • быть одной или несколькими лентами для волос;
  • быть косой, сплетённой из соломы или льна, и украшенной лентами;
  • представлять собой настоящую косу невесты.

Красоту в виде соломенной косы часто выкупал и забирал жених, приехавший за невестой. Если красотой "назначалась" настоящая коса, её тоже выкупал жених. После этого отрезали её кончик, но это было редко, обычно довольствовались тем, что просто расплетали её.

Красоту -- головной убор или ленту невеста дарила сестре или подруге на девичнике, либо за свадебным столом после повивания сваха передавала её каждой подружке на примерку, а в конце отдавала сестре.

На заметку организаторам свадьбы

На сегодняшних свадьбах иногда происходит наделение фаты функцией красоты. В таких случаях на банкете новобрачная разрешает каждой подружке примерить её, либо потанцевать с ней в руках, либо пройти под фатой, пока её держит в руках сама невеста. Иногда новобрачная торжественно дарит свою фату подруге и надевает ей на голову, в знак прощания со своим девичеством и как пожелание девушке выйти замуж. Иными словами, подружкам позволяют поступать с фатой примерно так же, как в прошлом поступали с девичьим головным убором невесты - венком, венцом или коруной. По мнению автора, это смысловая ошибка, и делать этого не стоит.

Фата, в отличие от девичьего головного убора -- это личный оберег невесты, и в прошлом никто её не примерял. Новобрачная оставляла фату себе, и в дальнейшей жизни использовала её магические свойства: например, если ребёнок капризничал, она покрывала фатой люльку, если муж долго задерживался вне дома, она надевала фату с расчётом, что это волшебным образом повлияет на него, и он скорее вернётся.

Таким образом, обряды передачи головного убора от невесты подружкам имеют корни в традиции, но только если это не фата, а венок, тиара, украшение для волос и т. п.

Другой тип красоты -- украшения для деревца либо само деревце. Примерно за неделю-две до свадьбы, когда девушку объявляли "сговоренкой", подруги одни (без невесты) шли в лес и срезали верхушку с ели (реже с сосны). Дома у одной из подружек они наряжали ёлочку лентами, сладостями или подарками, свечами. Часто верхушку украшали пустым куриным крашенным или сахарным яйцом. Потом такую красоту приносили в дом невесты.

Кроме широко распространённых ёлочек, этнографам известны деревца в виде крупного букета из искусственных цветов, который представлял собой связанные прутики с прикреплёнными к ним бумажными цветками.

Весьма распространённой была красота из репея. Иногда она носила имя "лебедин". По внешнему виду она напоминала нечто среднее между деревцем и большим (но не очень пышным) букетом.

Реже использовались деревца из берёзовых веточек.

Как мы видим, наибольшее распространение на Руси получили деревца-красоты из колючих растений. И ель, и репей в народе считались связанными с потусторонним миром и одновременно оберегом.

Свадебное деревце прибивали на стену или ставили на стол во время девичника и выводного стола (тогда опорой для неё часто служил круглый хлеб или ваза). Рядом сажали невесту.

В некоторых регионах деревце сжигали или ломали уже во время выводного стола, по другому варианту его брали с собой в дом жениха. Деревце перевозили друзья жениха в том случае, если на выводном столе они выкупили его (клали деньги в его основание); если им этого не предлагали, деревце везли подружки невесты.

Привезя деревце на свадебный пир:

  • ставили его на стол рядом с невестой,
  • либо подвешивали над новобрачными наподобие люстры,
  • либо прибивали к стене.

На второй или третий день свадьбы деревце уничтожали, полностью сжигая (например, выходили в поле и сжигали подобно чучелу Масленицы). Иногда его просто ломали за столом и раздавали украшения (реже и ветки) гостям.

Были и более редкие виды свадебного деревца -- это веник и пучок ржаных колосьев.

Во многих областях, где посещение бани было обязательным перед свадьбой, деревце заместил банный веник (обычно берёзовый), украшенный лентами и цветами. Перед баней подружки торжественно провозили его по всей деревне, а потом им парили невесту, напевая, что она смывает "девью красоту".

В Воронежской губернии красота называлась "покраса" и представляла собой несколько пучков ржаных колосьев, которые во время предсвадебья подвешивали к потолку, а после свадьбы убирали и хранили на чердаке родственники невесты, если она была девственна, а если нет -- то просто выкидывали колосья после женитьбы.

В ряде районов Вологодской и Архангельской областей красотой был "зайчик". Вот как его описывает Л. Г. Козинская (на примере Коношеского района Архангельской области). Накануне свадьбы подружки невесты сворачивали "зайчика" из белого носового платка, скручивали ножки и хвостик с помощью цветных ниток, украшали бисером, пуговицами. Во время выводного стола жениху подносили "зайчика" на блюде две подружки невесты и рассказывали, как зайчик хотел убежать, они долго гнались за ним и с трудом поймали. Затем просили выкуп: "Молодой князь, Олександр Арсеньевич! Можешь ли к нашему заиньке чесь приложить -- небольшая чесь, рубликов шесь, восемь дак не бросим".

Жених насыпал на блюдо вокруг зайчика пряники, орехи, деньги, которые потом делили между собой подружки невесты, а себе брал фигурку.

В Вологодской области, видимо, зайчика брали с собой на свадебный пир подружки невесты, и в доме жениха они его доставали и бросали гостям 15 .

Вообще, заяц -- это символ холостой жизни (чаще всего образ жениха), но по поводу зайчика как символа девичества говорит загадка, записанная в словаре В. И. Даля: "Со вечера бел заюшко по приволью скачет, со полуночи на блюде лежит (о невесте)".

К красоте относились как к живому существу, вот как причитает о ней невеста на девичнике:

Призатихните, голубушки,
Да мои милые подруженьки.
Да уж что же такое мне послышалось,
У крылечушка побрякалось?
Часта лесенка рассыпалась,
Да отворились двери на пяту.
Да идёт ко мне, жалует
Да дорогая честна гостьюшка,
Да моя девичья красота.
Да подошла она, поглядела,
Да руссу косыньку расправила,
Отошла, поклонилася,
Да ко мне боле не сулилася.
Общаться с красотой могли и другие девушки:
Да уж мы шли широкой улицей,
Да нам попалась встреча добрая --
Да что твоя девья красота.
Да она шла, не поклонилася,
Да верно, крепко рассердилася.

Из народных песен также видно, что красота считалась не просто живым существом: она была двойником невесты, её девичьей душой, а предметы (ёлочка, коса или головной убор) были лишь её обликом. Воплощаться красота умела по-разному, и могла даже менять свой образ: в свадебных причетах поётся, что, попав в баню вместе с невестой,красота то пытается спрятаться в каменке, то садится на воду уточкой, то кидается к окошку лебедью, то превращается в белый пар, пока, наконец, не оборачивается птицей и улетает:

Во тёплой да парной баенке
Моя волюшка спугаласе,
Во каменочку кладаласе,
А на водушку садиласе,
Серой утушкой явиласе.
А на окошечко садиласе,
Белой лебедью явиласе,
Она крылушки расправила,
По околенки ударила.
Улетела моя волюшка
На безродную сторонушку...

А уходит красота обычно на тот свет. Вот что говорится в одном из причетов: "Уж как пошла моя воля великая, пошла вон из светлицы и пошла на калинов мост. Пошла она, заохала, зарыдала и заплакала, да рассердилася, повеки она не сулилася". Калинов мост, как хорошо известно из фольклора, и есть граница с миром мёртвых.

Теперь перечислим разные варианты завершения обрядов с красотой:

  • Невеста после девичника оставляла красоту в таком месте, которое люди связывали с "тем светом" (относила в церковь, чисто поле);
  • Невеста дарила красоту одной из девушек на девичнике;
  • Красоту после девичника уносили, чтобы свадебным утром его мог выкупить или сломать дружка от имени жениха. Редко жених приходил и забирал её прямо с девичника.
  • Красота "сопровождала" невесту вплоть до свадебного застолья. Если это было деревце, его ставили или вешали рядом с молодожёнами во время посада или застолья в доме жениха, в завершении которого этот сакральный предмет сжигали или раздавали по частям гостям. Если красота была головным убором невесты, его передавали одной из подружек во время повивания.
  • Редкие случаи: красота оставалась "на память" в доме невесты, мать ставила её на окно или хранила на чердаке; кр<асоту брали с собой на свадьбу подружки, но на третий день возвращали матери невесты (бросали в руки или во двор через забор).

Есть закономерность: "колючее" деревце чаще всего сжигают или ломают (иногда перед этим раздают украшения с него), а головной убор или ленту обычно дарят подружке или сестре.

Кроме того, в символике деревца наблюдаются такие особенности, которые говорят о его более широком значении, чем то, которым его стали наделять в конце XIX-XX в. Многие черты образа деревца говорят о том, что долгое время это был не просто символ девичества. Рассмотрим эту тему отдельно.


Свадебное деревце

Итак, мы увидели, что наиболее распространённым видом деревца на русской свадьбе была ёлочка, которую часто делали из верхушки ели и наряжали свечками, лентами, гирляндами и т. п. У современного человека возникает вопрос: почему вышеописанная свадебная ёлочка так напоминает новогоднюю ёлку? Причём, если обратиться к истории возникновения новогодней ёлки, а появилась она в средневековой Германии, обнаруживается ещё большее внешнее сходство с нашей свадебной ёлочкой, чем кажется на первый взгляд. Старинные немецкие ёлки были настольными и сделанными из верхушки ели, их украшали свечами. Точно так же зачастую выглядела и русская свадебная ёлочка. Рождественские ели раньше сжигали -- то же часто делали и с нашей ёлочкой.

Видимо, независимо друг от друга один и тот же предмет разные народы применили к разным событиям: немцы -- к рождению молодого солнца взамен старого (солнцестоянию) и рождению Христа, а славяне -- к рождению каждой новой супружеской пары. На вопрос, почему на Рождество или на свадьбу выбрана именно макушка ели, а не другой предмет, историки отвечают, что это вечнозелёное дерево -- символ бессмертия и образ Мирового древа в культуре многих народов. Действительно, разные народы всегда вспоминали о Мировом древе во время ключевых праздников.

Свадебное деревце -- важный атрибут не только русской, но и славянской свадьбы вообще. Согласно данным лингвистики, изначальным общеславянским свадебным деревцем была именно ёлочка (во многих славянских странах, даже в тех, где в пору женитьбы используются плодовые деревца или букет цветов, они называются каким-либо словом, происходящим от общеславянского корня *jedl- [БССК]).

В большинстве русских регионов деревце воспринимали как символ разрыва с девичеством, в то время как в контексте общеславянского наследия, в дополнении к этому образу просматриваются и обряды с Мировым древом. Память о том, что ёлочка изначально была чем-то большим, нежели просто атрибутом невесты, ярко видна и в русской культуре. Об этом говорят следующие явления.

Во многих русских регионах делали сразу две красоты -- и атрибут причёски, и ёлочку. Это указывает на то, что ёлочка должна была нести в себе другие функции, кроме красоты -- но какие, в XIX веке в этих краях народ уже не помнил -- да и не подозревал, что она должна значить что-то ещё. В орловской свадьбе деревце, называемое "ёлочка" или "яблонька", представляло собой воткнутую в обрядовый хлеб еловую ветку (также деревце укрепляют в основном свадебном каравае у некоторых славян). Пример не вполне осознанного использования образа ёлочки у русских -- это узор из теста на свадебном каравае под названием "ельцы" или фигурки ёлок на пироге.

В Ярославской области ель наряжали в доме жениха, а в доме невесты -- берёзку; в Нижегородской области еловые ветки втыкали в курник -- пирог, предназначенный обоим новобрачным. Сравним с традициями других славянских народов. У поляков перед свадьбой ставили ели как у дома жениха, так и у невесты (р-н Зап. Бескид). В украинских свадьбах завивали гильце жениху и невесте. У белорусов "ёлку" вили для жениха, а для невесты -- "венок". У южных славян деревце (ёлка с яблоками у болгар, с ватрушками -- в Моравии, с цветами или лентами -- в Словакии) или древко, увитое разной зеленью, изготавливали девушки или парни со стороны жениха. Оно считалось свадебным знаменем, в сопровождении него двигалась свадебная процессия, его ставили возле молодожёнов на пиру.

Перевозка приданого. 1902 г. Российский этнографический музей. Свадебное деревце прикреплено к дуге.

Видимо, изначально ёлочка символизировала Мировое древо, а ленты и другие украшения -- девичество невесты. Из этого следует, что красотой были украшения, а не само деревце. В некоторых регионах эта схема чётко прослеживается в обычае, а именно: в Вологодской, Псковской, Ярославской областях на ветку ёлочки сажали куклу. Здесь кукла -- это девичество невесты, ёлочка -- Мировое древо. В песнях, кстати, поётся, что когда красота уходит от невесты, она "прилепляется" к дереву и остаётся там навсегда.

Следовательно, свадебное деревце -- многозначный символ, исходное значение которого связано с Мировым древом. Популярность в этой роли ели связана с её пушистой колючей кроной, которую ассоциировали с потусторонним миром. Те же магические свойства народ видел и у пушистых мехов, на которых сидели молодожёны на протяжении всей свадьбы. В свете этого нас не должно удивлять, что в песне (приведённой ниже в теме про инициацию) Мировое древо вместо листвы обросло соболиными мехами.

В свадебных песнях поётся, что суженые встречаются у Мирового древа, поэтому ёлочку размещали рядом с местом новобрачных за столом.

После объявления новобрачных супругами деревце "переправляли" в другой мир одним из двух способов: уничтожали, часто сжигали (т. е. посылали на "тот свет"), либо оставляли родителям (жилое пространство родителей для женившихся детей всё равно, что другой мир). Наверное, от деревца старались избавиться по той же причине, по которой избавлялись от всех остальных атрибутов, участвующих в скреплении брачного союза, -- таким способом делали свадьбу нерушимой. Забегая вперёд, приведу аналогичные примеры: чарки, из которых пили новобрачные, разбивали; рушник, которым связывали их руки, дарили тому, кто провёл обряд; каравай разделяли; свадебный замок оставляли в специальных местах.

-----------------------------------------------------

Источник:

  • Традиции русской народной свадьбы. Соколова А. Л. — М., 2014 г. -293 стр.


    http://vk.com/svadbarus
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.