Свадьба. Часть 3. Выкуп невесты

Нужен ли букет невесты на русской свадьбе?

На современной европейской свадьбе, как известно, невеста появляется с букетом в руке, а после бракосочетания, отвернувшись, бросает его наугад в толпу незамужних девушек -- которая поймает, первая выйдет замуж (вариант -- выйдет замуж в течение года).

Букет невесты -- это не что иное, как западный аналог славянской красоты. Удивлять это не должно, так как все свадьбы разных европейских народов имеют сходные черты. Бросание букета девушкам так же, как и дарение подружкам нашей красоты, символизирует передачу статуса невесты от новобрачной к её подруге. Для подружки это означает, что она должна стать следующей невестой, а для молодой - что теперь она уже не невеста, а законная супруга.

Таким образом, бросая букет, новобрачная окончательно прощается с девичеством, а подружки невесты стремятся "поймать" статус невесты.

Букет -- это английская традиция, которая в XVII-XVIII вв. пришла на смену украшению головы невесты и подола её платья цветами. В конце свадьбы подружки открепляли эти цветы прямо с костюма новобрачной и забирали себе.

Таким образом, изначально английская "красота" была деталью свадебного костюма, точно так же, как во многих регионах России эту роль выполнял головной убор невесты, который дарили одной из подружек или сестёр.

К сожалению, когда на многих современных свадьбах новобрачная оставляет букет себе, то она берёт в новую супружескую жизнь символ своего отжитого девичества, что ничего хорошего не предвещает.

На отдельных современных свадьбах перед началом торжества букет дарит невесте жених -- в этом случае вообще весь смысл традиции теряется.

Это интересно

Надо сказать, в Интернете распространена сомнительная информация, что якобы древнеславянская невеста бросала подружкам свой венок. Венок из цветов действительно является общеславянским головным убором невесты, при этом у некоторых славянских народов он был красотой (у русских, украинцев, поляков), но невеста его не кидала, а просто разрешала примерять всем подругам (другой обычай был в некоторых районах Польши: невеста, закрыв глаза, отдавала свой венок одной из подружек наугад). Что касается бросания венка, из всего славянского мира этот обряд существовал всего лишь в двух районах Словакии и у моравских хорват.

Кратко рассмотрим для интереса обычай моравских хорват. У этого южнославянского народа невеста бросает подружкам венок (vienac), который выпечен из теста. Причём если она девственница, то стоит спиной и бросает назад через свою голову. Если нет -- бросает его, повернувшись лицом к собравшимся; здесь ключевым является запрет бросать букет именно через голову [БССК, 294].

Наверное, этот же принцип характерен и для букета невесты, вот только популяризирующие его голливудские фильмы не расскажут о таких деталях. На фотографиях американских свадеб XX в. видно, что некоторые невесты нарочно бросают букет не через голову, а через плечо.

Таким образом, к вопросу об актуальности букета невесты на русской свадьбе можно сказать, что лучше иметь хотя бы такой вид красоты, чем никакой. Однако необходимости в этом нет -- русская традиция достаточно богата и позволяет легко сделать выбор в пользу отечественного варианта.

Выкуп невесты

Как известно, это самый распространённый вариант получения невесты на русской свадьбе

Это интересно

Выкуп существовал ещё в древности, но обряд различался у разных восточнославянских народностей. "Повесть временных лет" сообщает, что у некоторых из них жених брал невесту из дома её родителей, а например, у полян "не хожаше зять по невесту, но приводяху вечер, а назавтра приношаху по ней, что вдадуче".

В Древней Руси девушку либо выкупали из её родительского дома, либо сторона невесты снаряжала свой свадебный поезд навстречу жениху, и выкуп происходил после "съезжания" двух поездов на нейтральной территории.

Нельзя однозначно считать выкуп отголоском покупки жён в древности. Конечно, в Древней Руси семья жениха должна была передать семье невесты выплату за неё, но это происходило не во время выкупа. Плата называлась "вено" и обставлялась отдельными обрядами.

Вообще, сегодня уходит в прошлое старый научный взгляд о социально-утилитарных, а не ритуально-эстетических истоках и функциях свадебных обрядов. Поэтому выкуп считается не рудиментом оплаты, а только магическим обрядом. Смысл которого -- в поверье о том, что на выкупленное трудно навести порчу.

Видимо изначально выкуп в русской свадьбе был спектаклем, в котором жених со своими друзьями играл роль чужаков, пробирающихся в потусторонний мир за невестой. В некоторых песнях поётся, что конь жениха -- это его чудесный помощник, который обещает успешно доставить его в дом суженой и помочь вывезти её -- совсем как в сказках, где волшебное животное привозит героя в тридевятое царство.

Подруги и родители девушки превращали дом в подобие "того света", тридевятого царства: развешивали полотенца, рушники, кружева, закрывали ворота, двери, ставни, родители надевали вывернутые мехом наружу шубы.

Это интересно

По поверью, одежду швами и мехом наружу носят потусторонние существа. Одеваясь таким образом, сторона невесты играла роль обитателей "того света".

В старину считалось, рушники с определёнными орнаментами разграничивали наш, обычный мир, от мира потустороннего. Именно поэтому Божий угол в доме был всегда обрамлён красно-белыми рушниками, это маленький островок иного мира, в котором "живут" святые предметы; шторы на окнах тоже напоминали рушники -- белые, с красной вышивкой, которая оберегала дом от всего опасного, что могло появиться на улице.

Дружине жениха приходилось разгадывать загадки и проходить испытания, совсем как в сказках. Периодически подружки выдвигали такие странные требования, каких можно ждать только от потусторонних существ (например, выкупить невесту за килограмм сушёных комаров), а уж как подружки любили получать деньги -- такое поведение сближает их со сказочными стражами "того света".

Взгляд на выкуп как на поход жениха в потусторонний мир виден на примере Архангельской обл. Там приехавшим поезжанам заявляли, что невесты здесь нет: она обернулась каким-либо зверем и ушла в чисто поле, на остров или в сине море, улетела в поднебесье (читай -- на "тот свет"). На что представители жениха отвечали, что у них есть все средства, чтобы добыть невесту с "того света" ("кони бодры", "невода шелковы", "лодочки", "два ясных сокола" и т. п.), в некоторых случаях обещали, что сам жених обернётся вслед за ней соколом, окунем и т. п. Далее друзья жениха рассказывали, что они уже разыскали невесту, и она опять вернулась домой и превратилась в девицу: "пала на крыльцо, брякнула в кольцо, обернулась красной девицей".

В результате исторического развития характер выкупа немного изменился, акцент сместился с воображаемого путешествия в иной мир -- на устройство между сторонами жениха и невесты торга-состязания, в итоге порождающего их союз. Данный тип выкупа возник как иллюстрация представления о том, что супружеская пара -- есть единство борющихся противоположностей мужского и женского.

Принцип выкупа -- запрос максимальной цены и символическая оплата, а главное -- это противоборство сторон, ведь чем сильнее борьба, тем крепче будет брачный союз. Поэтому выкуп длился часами и состоял из нескольких видов состязания:

  • какая сторона лучше торгуется;
  • на чьей стороне удача и ум (в загадках и испытаниях);
  • какая сторона лучше споёт и расскажет о достоинствах своего кандидата на брак;
  • и, наконец, какая сторона лучше высмеет другую сторону.

Пожалуй, до наших дней благополучно дожили все виды состязаний, кроме последнего. В основном, в прошлом оно заключалось в исполнении корильных песен. Например, подружки невесты, насмехаясь над женихом, пели, что он такой бедный, что его принесли в мешке на выкуп, что он пьяница, что рожа слишком широка и т. д.: "Твой жених не хорош, не пригож. На горбу роща выросла; в этой рощице грибы растут, грибы растут берёзовые; в голове же мышь гнездо завила, в бороде деток вывела". Таким же образом очерняют и друзей жениха, и его свашек.

Это интересно

С точки зрения психологии, озвучивание недостатков жениха перед невестой и остальным народом и наоборот -- недостатков невесты перед женихом, может быть полезно для построения их взаимоотношений. Это очень странно звучит на первый взгляд, но это правда.

Представьте себя на месте жениха и невесты в старину. Пред всем народом озвучивают множество реальных и придуманных недостатков твоей будущей второй половины, ты переживаешь гамму эмоций, но не только держишь рот на замке, но тут же вступаешь в брачный союз. Таким образом, даётся подсознательное согласие на принятие недостатков в будущей реальной жизни.

Конечно, современные люди при вступлении в брак тоже обычно дают себе мысленное обещание смириться с несовершенствами своей второй половины (либо наивно верят в преображение). Но подумать об этом -- совсем не то же самое, что пережить их и принять в игровой форме, как в этнографическом обряде.

Я не говорю, что всем людям нужно обязательно повторять данный этнографический обычай. Но хотелось бы посоветовать заблаговременно до свадьбы найти для себя способ пережить и принять недостатки второй половины, а не просто дать себе мысленное обещание.

Чем успешнее поезжане проходили испытания, тем быстрее они продвигались к помещению, где сидела невеста со свашками. Как правило, жених в основном молчал, все загадки и задачи, поставленные сторонниками невесты, решали представители его дружины.

Популярно было такое задание: узнать невесту среди девушек (все они были закрыты покрывалами). Жених должен был лично надеть на неё свою шапку.

При выкупе не в доме, а после съезжания двух свадебных поездов, обе процессии сначала на большой скорости несколько раз проносились мимо друг друга. Затем начиналась инсценировка погони стороны жениха за стороной невесты. Когда поезду жениха удавалось перегородить путь невестиному, она должна была сойти. Начинался торг. В завершение выкупа новобрачный должен был посадить суженую в свой экипаж и заплатить подружкам невесты, чтобы те открыли её лицо.

В некоторых районах выкупа (или какого-то другого состязания) вовсе не проводилось в свадебное утро. По приезду свадебного поезда просто организовывали застолье, благословение и отъезд. Но шутливый выкуп проводился заранее, ещё во время сватовства. Так же было и в некоторых поселениях Воронежской области: жених не приезжал за невестой, новобрачные просто встречались у церкви, но во время девичника происходило состязание между свахами со стороны невесты и жениха. Однако во всех вышеописанных случаях, как правило, всё равно ещё проводился выкуп места за столом.

Свадебный поезд

Согласно старинным правилам, число подвод свадебного поезда должно быть нечётным, но не меньше трёх; кроме того, свадебный поезд должен ехать окольным путем, дабы запутать злые силы.

Вот очерёдность передвижения свадебного поезда в старину:

  • Дружка;
  • Жених с дядей, тысяцким, тёткой или крёстным;
  • Невеста с подругой (либо свашкой или с крёстной);
  • Все остальные согласно старшинству.

Такую последовательность соблюдали вплоть до свадебного пира (во многих местах, обвенчавшись, новобрачные всё ещё ехали отдельно, потому что только дома им предстояли окончательные обряды соединения). Ни жених, ни невеста не садились в первую повозку, т. к. она сталкивалась со всеми опасностями.

На заметку организаторам свадьбы

Надо сказать, когда в старинных документах описываются правила отъезда свадебного поезда, то часто подразумевается поездка в церковь (куда родители не ездили), поэтому говорится, что невесту и жениха сопровождают крёстные. Это правило отражено в вышеприведённом списке. Если вы едете в ЗАГС, а не в церковь, нет причин не посадить вместе с каждым новобрачным его настоящих родителей.

Домострой указывает, что жених должен ехать на коне, а невеста -- в санях. Но в XIX в. жених верхом -- это уже редкость, только дружко остался единственным всадником.

Так повелось, потому что дружко не был участником свадебного поезда. Когда все поезжане занимали свои места, он обходил поезд кругом со святынями в руках, заговаривал его, "замыкал". Потом садился на коня и ехал во главе "замкнутого" поезда.

На заметку организаторам свадьбы

Если дружко будет "замкнул" поезд, то он не должен после этого подсаживаться в чей-либо экипаж, иначе он пересечёт созданный им самим обережный круг и порвёт его.

Зачем молодых встречали с хлебом-солью?

Каравай знаком всем восточным славянам. Изначально его название писалось "коровай" (при этом корень korva, что значит "корова", до сих пор составляет основу названий каравая у восточных и южных славян). В том, что каравай происходит от слова "корова", нет ничего удивительного, ведь часто этот обрядовый хлеб украшали свитыми из теста рогами, обильно сдабривали сливочным маслом.

Когда пекли каравай, пели о том, что тесто месит Бог, ангелы носят воду и муку, Месяц в печь сажает, Солнце запекает. Таким образом, каравай оказывался нерукотворным изделием и божественным даром. В свете этого легко понять, что караваем не просто встречали молодых, им благословляли! В свадебных песнях каравай приобретает космологические черты (он был выше дуба, который играет роль Мирового древа):

Пекись, пекись, сыр каравай,
Дерись, пекись, сыр каравай,
Выше дуба дубова,
Выше матицы еловой,
Ширше печи каменной.

Родители давали благословение новобрачным, держа перед ними каравай, либо возлагая этот сакральный хлеб на голову им обоим. В некоторых районах мать и отец жениха, держа каравай, поднимали его вверх, образуя подобие арки, через которую новобрачные попадали в дом. Получалось, что они проходили под хлебом (каравай при этом оставался нетронутым до застолья).

Таким образом, первое действие с караваем на свадьбе -- это благословение. Вторым действием было так называемое "преломление каравая", которое могло происходить либо уже на пороге дома, либо во время застолья.

На Русском Севере, как только каравай снимали с голов новобрачных, они должны были трижды откусить от него. В Орловской губернии (и в некоторых районах Русского Севера) старались за один раз откусить кусок побольше (почему-то именно этот локальный вариант обычая стал повсеместно распространённым в современной России). Часто это делали не на пороге, а после того, как новобрачные внесли каравай на голове в дом.

Во многих остальных регионах молодожёны просто выслушивали слова родителей, а каравай не трогали вплоть до застолья.

Далее каравай заносили в дом, ставили на стол перед новобрачными, а в середине пира разделяли.

Каравай с солонкой -- это символ доли (общей судьбы рода), при этом сам хлеб отображает хорошую жизнь, а соль -- её горькую составляющую.

Совет организаторам свадьбы

Поэтому нужно следить, чтобы солонка не рассыпалась во время благословения. Не надо добавлять в свой кусок каравая большое количество соли.

Разделяют каравай согласно общественному положению. Если новобрачные не брали свои доли при входе, то в первую очередь один кусок на двоих передают им, причём обязательно из середины (c центральными фигурками из теста); затем -- родителям, родственникам и так далее, пока, в конце концов, не дойдёт до слуг и музыкантов, которым доставался низ или даже одна корка. Свой кусок новобрачные разделяли между собой на две части и съедали.

В некоторых областях (южнорусские губернии, Поволжье, некоторые севернорусские места), похоже, чётко разграничивали два понятия: свадебный хлеб и каравай. С хлебом родители встречали молодых и благословляли им -- это был образ счастливой доли новобрачных. Такой хлеб нельзя было кусать или ломать во время встречи родителей. Сами молодые разделяли его на две части и съедали только вдвоём, ни с кем не делясь. При этом на пиру разделяли между гостями образ общей доли -- каравай или пирог, реже пряник или жаркое.

Каким должен быть каравай?

Каравай выпекали обязательно замужние женщины, имеющие детей. Невесте категорически запрещалось выпекать каравай.

После выпекания его ставили в новую посуду, на дне которой был насыпан хмель или зерно, закрывали крышкой от заветривания, а сверху повязывали платком либо рушником.

Русский каравай обычно был круглым и украшенным фигурками из теста. Вот варианты изображений на каравае:

  • Рога -- символы сексуальной мощи и плодородия;
  • Шишки -- фаллический символ;
  • Жених и невеста;
  • Солнце и месяц -- им уподобляют жениха и невесту в песнях;
  • Пара птиц -- эмблема любви;
  • Парные фигурки домашних животных (свиньи, гуси и т. п.) -- символизируют богатство и плодородие.

Каравай опоясывали ободом из теста обычно в форме плетёной косы, как будто огораживали центральную композицию, защищали её. Иногда вместо фигурок из теста использовались конфеты.

Мы поговорили о положительных символах, но также на каравай ставили и солонку -- символ "горькой" стороны жизни.

На заметку организаторам свадьбы

Не класть солонку на каравай, чтобы избежать горя -- это плохая идея, потому что в этом случае нарушится классический принцип магического влияния на будущее. А принцип этот заключается в том, что мы сначала строим модель мира, похожую на реальность, т. е. с радостями и горестями. Но мы почти не солим свой кусок каравая, а значит, выбираем счастье.

Существует риск, что солонка пошатнётся, соль просыплется -- это плохое предзнаменование, но без этого риска модель была бы недостоверной, а это значит, что обряд был бы пустым.

Стоит сказать, что сегодня распространился "вредный совет": чтобы соль не рассыпалась, вместо солонки советуют сделать "выемку" в каравае и насыпать соль. Как вы сами понимаете, в этом случае вся соль сразу попадёт в центр хлеба, и этим вы пожелаете молодожёнам и гостям иметь много горя, и делать этого не стоит.

Если вы так боитесь, что соль рассыплется, то жениху и невесте можно просто не трогать каравай на пороге пиршественной залы, а пройти под ним или поцеловать его. Всё равно на пиру они получат свою долю.

В некоторых регионах в каравае укрепляли свадебное деревце или его подобие:

  • вылепленную из теста фигурку ёлочки;
  • узор в форме ёлочки;
  • бутылку с вином, в которую помещались связанные красной лентой колосья ржи.

Довольно часто каравай украшали высушенными колосьями -- видимо, это память об используемом в прошлом деревце.

Всё это -- образы Мирового древа, которое в некоторых регионах совмещали с караваем, в других оно использовалось независимо от каравая.

Для Калужской и Курской областей (отчасти и для Владимирской губернии) был характерен своеобразный вид каравая -- свадебный пирог "Роща". Пирогом он назывался в народе, но на самом деле это был круглый хлеб из крутого теста, без начинки. В него втыкали так называемые "ражки" -- ветки. В центр ставили обязательно небольшую рогатку, т. е. ветку, имеющую одно основание и разветвление на два конца. На её концах размещали две куклы. Это вылепленные из теста "муж и жена", одетые в тряпичную одежду. На остальные "ражки" сажали по парам вылепленных животных -- свиней, коней, птиц. Ражки опоясывали лентой. Во время свадебного пира девушка снимала её и обвязывала головы молодых. Затем ветку с "мужем и женой" отдавали новобрачным, остальные фигурки распределяли между гостями (дома они отдавали их детям). С пирогом "Роща" никогда не встречали у входа. Для этого можно использовать обычный круглый хлеб, подобный тому, который используется при утреннем свадебном благословении.

Далее новобрачных зачастую провожали до стола, взявши под руки.

На заметку организаторам свадьбы

В наше время бывает так, что на пороге ресторана молодых вместо родителей встречают с караваем его служащие или представители фольклорного коллектива. Это допустимо, но только если это каравай не свадебный, а обычный, для приёма дорогих гостей.

Какими обрядами соединяли невесту и жениха?

Обряд соединения -- важное событие на свадьбе. Жених и невеста связывают воедино свои жизни, становятся супругами. Фактически, это домашнее бракосочетание жениха и невесты, сохранившееся с дохристианских времён как у русских, так и у других славян.

В народе ритуалы соединения называли "своды" и "сведение".

Этнография знает несколько вариантов обрядов соединения.

Связывание новобрачных

На пиру часто проводили связывание рук новобрачных рушником. Обычно соединяли левую руку жениха и правую руку невесты, затем заматывали рушником или платком и завязывали узел.

Это древний, исполненный глубокого смысла ритуал. Проводил его почитаемый обществом человек, либо старший и уважаемый мужчина из рода жениха. Часто это был представитель "посаженной четы". Иногда просили священника.

Другой вариант: мать связывала руки новобрачных рушником, а сваха развязывала и опоясывала им себя (брала себе в подарок).

Способ, бытовавший в западных губерниях России: жениха и невесту, стоявших лицом друг к другу, заматывали рушником от шеи до ног. В Рязанской и Тамбовской губерниях их связывали кушаком (широким поясом). В некоторых деревнях Поозерья (граница Смоленской области) жениха и невесту связывали платком, причём говорили, что чем длинней платок, тем длинней будет супружеская жизнь.

Обычно во время связывания одним рушником пара стояла ногами на другом рушнике (подножнике).

В некоторых деревнях Калужской области сваха связывала молодых рушником по поясу, пока они сидели за столом, и развязывала, как только они собирались выйти из-за стола.

В этнографии известны случаи, когда дружко связывал рушником ноги новобрачных, после того как они легли на брачное ложе. В Олонецкой губернии ноги новобрачных в постели связывали рыбацкой сетью.

Обряды с волосами, головами новобрачных и т. п.

В Калужской и Курской губерниях на пиру девушка снимала ленту со свадебного пирога "Рощи" и ею обвязывала головы молодым.

В Калужской губернии бытовал и другой вариант: после венчания мать соединяла головы новобрачных (т. е. заставляла их прислониться друг к другу), разламывала над ними хлеб и давала поцеловать по половине каждому из них.

Вариант другого региона (Кокшеньга, Русский Север): после того, как свёкор снимал фату с невесты, она с женихом склоняли друг к другу головы, и свёкор обводил трижды посолонь фатой вокруг них. Затем клал фату в шапку новобрачного.

На западнорусской свадьбе (обычно уже после удачного сватовства) мать невесты связывала жениха и невесту за шеи.

В некоторых регионах сваха три раза обводила "громничной" свечой посолонь вокруг головы жениха, потом -- невесты, брала от них несколько волосинок, скручивала их в пучок и поджигала данной свечой.

Также к данному виду обрядов может относиться рассмотренный ранее обычай накрывать головы жениху и невесте одним плащом на двоих.

Это интересно

Бросается в глаза следующее явление. Если провести все три варианта связывания жениха и невесты, получается, во-первых, триединство, во-вторых, ритуал охватывает все основные уровни человеческого тела. Нам легко интерпретировать связывание волос или голов как совмещение духовных и мысленных устремлений новобрачных; связывание рук -- как единство действий, которые они будут совершать в мире, а также брачный договор; связывание ног -- как привязка друг к другу в сексуальном плане. Здесь нужно пояснить, что в славянской культуре физическое влечение и деторождение относилось к нижней границе среднего мира, к земле. Поэтому важным эротическим символом были ноги, а также ступни (последние сами по себе несли эту символику, вплоть до того, что топтание было метафорой физической любви).

Обвод вокруг стола

Этот обряд проводился во время застолья в доме невесты, после посада, либо в доме жениха, на свадебном пиру.

Уважаемый обществом человек соединял руки парня и девушки (как правило, правую -- невесты и левую -- жениха), три раза обводил вокруг стола и сажал на почётное место. Верили, что, пройдя этот путь, молодожёны теперь всю жизнь будут идти вместе.

Здесь стол с большим караваем и малыми круглыми хлебами мог означать небесное пространство, а также Ось Мира -- в любом случае, святое место. На этот счёт есть несколько пословиц: "Хлеб на стол -- так и стол престол", "В доме стол -- Божий престол", "Стол -- ладонь Бога". Получается, молодую пару представляют Богу, а обводя вокруг мировой оси, включают в состав мира. Сравним: с такой же целью на крестинном обеде повитуха обносит новорожденного вокруг стола.

Обвод новобрачных вокруг стола обычно совмещался со связыванием их рук рушником: их вели, держа за рушник.



Источник:

  • Традиции русской народной свадьбы. Соколова А. Л. — М., 2014 г. -293 стр.


    http://vk.com/svadbarus
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.