Свадьба. Часть 4. Обвод вокруг дерева

Обвод вокруг дерева

Похожий обряд могли проводить не в доме, а на природе. В этом случае пару обводили вокруг дерева. Известны случаи, когда выбирали дуб (русские Воронежской и Витебской губернии) или берёзу (казаки). Это могла быть ива (как в былине о Дунае), которую в народе называли "ракита". Отсюда и пошла поговорка "обручается, вокруг ракитного куста венчается". Второе народное название ивы -- верба (оно относится к большинству видов ив).

Этот древний обряд соединения отсылает нас к той далёкой эпохе, когда природа воспринималась как храм, поэтому возле деревьев проводились жизненно важные обряды. Верба, как и некоторые другие деревья, почиталась как образ Мирового древа, например, это видно в севернорусских свадебных песнях: "На горе высокой... Выросла верба золотая... Посередке золотой вербы... Пречистая Божья Матерь Богородица".

Что касается других деревьев, известны слова из предания о Степане Разине: "Свадьбы вокруг берёзы водите, как велят старинные обычаи".

Дерево во многих культурах было образом семьи испокон веков и по сей день, вспомните хотя бы обычай изображения генеалогического древа. В песнях, чествующих новобрачных, дерево выступает символом брака.

Есть аналоги этого обряда, когда новобрачных обводят вокруг колодца и когда они объезжают озеро.

На заметку организаторам свадьбы

Помните, что обряды с деревьями проводятся, только когда они активно живут, то есть если на них есть растительность (между прочим, причиной популярности вербы в таких обрядах могло послужить и то, что она зацветает весной раньше большинства деревьев). Вероятно, в тёплое время года обряд проводился вокруг дерева, а в холодное -- устраивался дома вокруг стола.

Каждый из этих способов, будь то обряд связывания или обвод, считался достаточным для соединения пары, но, как правило, совмещали сразу несколько. На большинстве известных в этнографии свадеб прослеживаются хотя бы два типа обрядов.

Перед проведением любого обряда соединения тот, кто его проводит, сначала кланялся на все четыре стороны, затем испрашивал благословления у родителей новобрачных.

Обычно ведущий обряда говорил такие слова: "Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы, до седой бороды" или "Кузьма-Демьян, приди к нам на помощь! Сыграй нам свадьбу крепкую, нескучную, неразлучную!".

Такие зачины обряда часто исполнялись около печного столба.

Во время самого обряда проводящий его человек тихо проговаривал заговоры. Например, девушка, обвязывая молодых лентой, взятой от пирога "Рощи", говорила: "Как роща стояла --не расходилась, так чтобы молодые не расходились".

Во время совершения обряда, либо после его завершения, гости пели песню о соединении молодых. Например, с такими строками: "Золото с золотом свивалося, жемчуг с жемчугом сокаталися, да Федор с Оксеньей сходилися, за единый стол становилися".

В момент завязывания узла часто говорили: "Не вяжется узел, но вяжется слово".

В завершение обряда молодых обычно осыпали хмелем и зерном.

Обряды соединения являются важными в структуре русской народной свадьбы. На протяжении всей истории Руси после них юношу и девушку начинают воспринимать как взрослых мужчину и женщину, как супружескую пару. После соединения на пиру свадьба перестаёт быть печальной, наступает пора весёлых песен и величания молодых.

Это интересно

Соединительные обряды, аналогичные русским народным, распространены (или были распространены до недавнего времени) не только у русских, но и у многих славян.

Более того, они известны и у других народов.

Армянские жених и невеста трижды обходили вокруг очага в доме девушки, прежде чем покинуть её дом. На выходе из него к поясу жениха привязывали платок, другой конец которого держали на уровне груди невесты -- так новобрачные ехали в церковь. Там священник завязывал на их запястьях нить, которую они снимали только на брачном ложе.

В Индии до сих пор кончик сари невесты связывают с поясом жениха, затем новобрачные семь раз обходят вокруг священного огня -- после этого их объявляют супругами. Кроме того, жениху и невесте связывают руки ленточкой и/или они подвязывают (наносят) друг другу на запястья куркуму.

На цыганских свадьбах поныне новобрачным делают разрез на запястьях, и они соприкасаются ранками. Затем связывают руки красной тканью.

В Испании молодожёны повязывают на запястья цветы.

В Шотландии перед свадьбой будущим супругам связывают руки, а в день торжества вокруг шей жениху и невесте повязывают белую ленту.

В Англии связывание левой руки жениха и правой -- невесты вошло в англиканское церковное венчание. В некоторых районах Англии супругов связывали верёвкой перед тем, как они отправятся на брачное ложе.

В Ирландии новобрачным до сих пор связывают руки (которые они держат крест-накрест), а перед банкетом супруги три раза обходят вокруг костра.

В некоторых регионах Германии жених и невеста перед венчанием перепрыгивали через разложенный вблизи порога костёр.

В Литве супруги стоят возле дерева с лентами, за которые держатся гости. Они ходят по кругу, и ленты закручиваются вокруг ствола, связывая жениха, невесту и дерево.

В Италии в XIX в., после запрещения революционерами церковного брака, процветал ритуал трёхкратного обхода молодыми вокруг дерева.

У народов коми в прошлом брак заключался объездом вокруг озера или дерева.

В Румынии на свадебном пиру посаженная мать брала жениха и невесту за руки, три раза обводила вокруг стола, затем провожала на брачное ложе.

На Филиппинах молодых связывают шнурком через плечи.

В некоторых африканских племенах ноги новобрачным связывают травинкой.

На свадьбах таджиков в доме невесты молодых закрывали ширмой, сваха три раза обносила свечой вокруг их голов, после чего новобрачных просили посмотреть в зеркало.

И это далеко не полный список.

Как мы узнали из книги, у русских популярным обрядом домашнего бракосочетания было связывание рук новобрачных рушником. Однако были случаи, когда проводились сразу несколько вариантов обрядов соединения. Возможно, целостный обряд представляет собой единство из трёх вариантов связывания, и тогда ритуал охватывает основные уровни человеческого тела:

  • связывание голов для совмещения духовных устремлений;
  • связывание рук -- для единства действий и для того, чтобы супруги всё время шли рука об руку по жизни и чувствовали, что каждый из них -- надёжный спутник;
  • связывание ног -- связывание сексуальной жизни и деторождения.

В этнографии известен и другой вариант, когда рушником или кушаком новобрачных заматывают от шеи до ног -- здесь та же цель достигается за один шаг, а не за три.

Кроме того, интересно проанализировать очерёдность ритуалов связывания в этнографии: перед свадьбой, либо в начале, обычно связывают головы; днём, на пиру или на венчании -- руки; на брачном ложе -- ноги. Из этого распорядка можно сделать вывод, какая связь между супругами должна быть первоочерёдной. А также, какие связи являются следствием других. Хорошей интимной жизни не будет без чувства надёжности второй половины, а чувства надёжности не будет без духовного единства.

Это интересно

Что касается обрядов соединения у других народов, быть может, в старину у них также связывание проходило вовсе не один раз и не два раза, как это показано в вышеприведённом списке. Он был составлен на основе кратких сведений о свадьбах. Для полноты выводов надо читать объёмные научные работы о каждом народе.

Это интересно

В современной России народный ритуал соединения наиболее популярен в Ростовской области. В этом крае и поныне принято, чтобы после благословения матери связывали руки новобрачных рушником и вывели бы их из дома. Кроме того, в каждом ЗАГСе обязательно проводится обычай связывания рук молодожёнов рушником.

После свадьбы союзные рушники принято хранить в доме молодых. Их достают на каждую годовщину свадьбы.

Хотелось бы особо подчеркнуть смысловые отличия рассмотренных здесь обрядов соединения от некоторых внесвадебных обычаев. Неподготовленному человеку такие предсвадебные ритуалы, как обручение кольцами, обмен головными уборами, могут показаться вполне соединительными обрядами, а вовсе не предварительными. Однако мы-то увидели, что соединительные обряды всегда имеют своё материальное выражение в физическом скреплении двух людей, посредством связывания их волос, рук, вкладывания руки невесты в руку жениха и т. п. В то время как основой внесвадебных обрядов является только обмен личными вещами. Сами участники обручения и обмена головными уборами считали эти обычаи выражением согласия на брак, а также символом заключения брачного договора. Вот почему обычно они проводились не на самой свадьбе.

Как это можно трактовать современным людям?

Обряды выбора суженого -- это выражение личного желания и воли как жениха, так и невесты создать супружескую пару. Один человек отдаёт свою вещь, другой принимает, и наоборот -- это является неким приглашением принять какую-то часть жизни другого человека и с этого начать строить свой союз.

Свадебные соединительные обряды связывают три важные стороны жизни человека. Обряд нацелен и на магический, и на психологический эффект.

И, наконец, физическое воплощение этих обрядов обладает всеми вышеперечисленными функциями и закрепляет их.

Наверное, наибольший эффект обряда достигается, если он совмещён с круговым движением. Когда рушником связывают руки, новобрачные обходят по кругу, а когда вокруг них заматывают рушник или кушак, проводящие обряд движутся вокруг них.

Мы посмотрели на обряды соединения с концептуальной точки зрения, но у них есть и физиологические аспекты. Как мы узнали, в русской этнографии отмечены следующие варианты повязывания текстильного изделия: через головы, через шеи, через запястья рук, через ноги. У всех этих мест есть нечто общее: там близко к коже располагаются вены. По поводу шеи всё ясно без комментариев, это вообще очень уязвимая зона, и обращаться с ней надо предельно осторожно. В районе висков проходит поверхностная височная артерия. Близко к запястьям рук и щиколоткам проходят вены, нервы и кровеносные сосуды.

Эти места всегда горячие, в них чувствуется пульсация сердца, поэтому неудивительно, что именно их стали совмещать для соединения супружеской пары. Это действительно энергетические точки, соединение которых магически скрепляет жениха и невесту.

Таким образом, по многим причинам народные обычаи соединения являются действенными обрядами.

В чём польза обрядов соединения для современной свадьбы, кроме их культурной ценности (и возможного эзотерического влияния)?

На сегодняшних свадьбах во время благословений родителей, в ЗАГСе, во время тостов, и даже во время конкурсов постоянно упоминают о вещах, которые делают брак сильным. Тем временем молодожёны обычно находятся в напряжённом состоянии и ничего из этого не запоминают. Есть шанс, что хотя бы что-то из благословения, записей на открытках и в книге пожеланий отложится в их головах. Но всё равно, большого влияния на супружескую жизнь это не окажет -потому, что форма для восприятия не самая удобная. Зато народные обряды соединения, прежде всего связывание новобрачных, имеют удачный формат, в котором есть и телесный контакт, и визуализация. Из всего многообразия обрядов -это один из немногих, благодаря которому новобрачные могут почувствовать себя одним целым физически и мысленно. Это чувство действительно отложится в памяти на долгие годы.

Кроме того, проведение этих обрядов поможет супругам не забывать, что нужно поддерживать гармонию во всех трёх сторонах их совместной жизни, и о том, какая связь между супругами должна быть первоочередной.

Откуда пошла традиция кричать «горько»?

Всем известно: как только гости начинают кричать "Горько!", молодые обязаны слиться в долгом поцелуе (гости тем временем ведут счёт времени, а по результатам делают вывод, сколько лет супруги проживут в любви).

История возникновения этой традиции обросла большим количеством вымыслов. Среди них такие:

  • якобы кричат "горько", чтобы не сглазить сладость любви, либо чтобы потом стало сладко;
  • якобы свадьбы проводились на горе, отсюда и пошло слово "горько";
  • якобы вспоминают счастливый праздник Красная Горка;
  • якобы сначала новобрачные или гости пили водку ("горькую", "горилку"), оттого так и говорят.

Всё это крайне сомнительно. Не было такого правила, чтобы перед поцелуем пить водку. Филологи могут объяснить, что по законам развития языка "горько" не может произойти от слова "гора". А ещё, именно эти учёные знают истинную причину происхождения обычая.

Известный филолог и лингвист, профессор В. Ю. Откупщиков пишет: "горько" происходит от глагола "горити", что означает "гореть". Это слово связано с понятием "горячий", в смысле "обжигающий вкус". Получается, в переводе на современный язык, "горько" -- значит "горячо". "Горячих поцелуев вам, новобрачные!" -- вот что испокон веков желали гости супругам.

Свадебный торт, каравай и пряник

В наши дни некоторые люди считают, что свадебный торт -- это современная улучшенная замена караваю, этакий более вкусный результат социального прогресса. Действительно, торт был придуман лондонским кондитером именно с этой целью -- заменить английский народный свадебный пирог. Он нёс практически такую же смысловую нагрузку на английской свадьбе, как и каравай -- на русской свадьбе, т. е. был символом доли (судьбы рода). Разделение торта, как символ наделения всех близких счастливой долей, в современном мире гораздо лучше сохранилось у англичан, чем разделение каравая у русских. В отличие от России, где позабыли каравайный обряд, в Англии по сей день не забывают раздать кусочки торта гостям, а тем, кто не смог приехать на свадьбу, отправляют их причитающуюся часть. Для этого даже созданы специальные службы доставки.

Несмотря на это, торт как сладкий десерт вовсе не конкурент караваю. Рассмотрим их отличия.

  • Каравай можно разделять между гостями в начале и середине застолья, а торт -- ближе к концу. Ибо каравай -- это хлеб (хотя и ритуальный), а торт -- десерт.
  • Каравай можно разделять только между родственниками, либо только между новобрачными, а торт -- для всех гостей.
  • На современных свадьбах повелось, что кусочки торта продают гостям (обычно в форме аукциона, кто первый и кто дороже заплатит). В то время как продавать куски каравая категорически нельзя! Части этого хлеба просто раздают гостям, причём согласно социальному положению.
  • Торт разрезают вместе жених и невеста, кусочки передают ведущему или одному из свидетелей, которые продают их. Каравай имеет право разрезать дружко, либо сами молодые, чаще невеста.

Как правило, к концу застолья гости ждут сладкого десерта. Конечно же, торт на русской традиционной свадьбе смотрится не совсем органично, гораздо естественней вместо него подать большой праздничный пряник.

Это интересно

В старину свадебные пряники были огромных размеров (чтобы хватило всем гостям) и богато разукрашенными. Так, например, один ржевский свадебный пряник с необычным названием "молена", украшенный цветным сахаром, позолотой, орнаментом и изображением двуглавого орла, был более 1 метра длиной, 7 см толщиной и весил более 22 кг. Выпекались пряники и более внушительных размеров и веса.

Свадебные пряники были печатными (т. е. сделанными при помощи пряничной доски или скалки с узорами) или лепными. Часто рисунок делали или подчёркивали глазурью.

Благодаря тому, что в музеях сохранились старинные пряничные доски, мы имеем чёткое представление о традиционных рисунках для этого предмета кулинарного искусства. На свадебных пряниках изображали птиц, двуглавого орла, Древо жизни.

Современный свадебный пряник - круглый или прямоугольный. Его верхняя часть обычно напоминает картину: на фоне (сделанном из глазури) выполнены ажурные рисунки в стиле традиционных пряничных изображений. Подают такой пряник на специальной наклонной подставке, чтобы гости оценили всю красоту этого кулинарного шедевра. Реже встречаются пряники с лепными объёмными фигурами жениха и невесты, птиц и т. п.

Доска для свадебного пряника. Поволжье. Начало XIX века.

Свекровь раньше не присутствовала на сватовстве и выкупе, но в современной реальности, как правило, она после свадьбы смотрит видеозапись.

Например, в междуречье Вятки и Ветлуги Нижегородской обл.

В некоторых районах пекли два каравая, один клали на голову невесте, другой -- жениху; так они и входили в дом, где откусывали от хлеба, затем клали каравай один на другой.

На мой взгляд, обряд связывания ног новобрачных является источником возникновения обычая во время Масленицы привязывать к ногам неженатым парням и девушкам деревянную колодку (в знак осуждения их безбрачия и в целях продуцирования брака). Колодка -- не просто наказание, а позорная замена отсутствующего жениха или невесты. Распространённость обряда колодки во многих славянских странах может указывать на былую значимость ритуала связывания ног новобрачным.

Громничной называется свеча, изготовленная или освещённая на Громницу (Сретенье).

Предупреждение. Будьте осторожны, если решите проводить обряд. Рекомендована консультация медицинского специалиста. Автор не несёт ответственности за возможные негативные последствия выполнения обрядов.

На западнорусской свадьбе перед разделением каравая гости поочерёдно подходили к караваю и бросали на него деньги (упрочняя его символику общеродовой доли). Но это вовсе не продажа каравая за деньги.


Источник: Традиции русской народной свадьбы. Соколова А. Л. — М., 2014 г. -293 стр. http://vk.com/svadbarus

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.