Заговорная традиция и мифологические структуры в обрядности Русского Народа

Заговор — словесная формула устного творчества, которой сопровождались обряды и ритуалы, и которая, якобы, имела магическую силу и способность влиять на окружающий мир людей и духов с целью получения определенной выгоды для их исполнителя (исполнителей). Заговор касались самых разных сфер человеческой жизни и деятельности.

Учитывая тематику, Г. Сухобрус классифицировала этот жанр, выделяя следующие тематические группы: хозяйственные (на хороший урожай, на успешное рыболовство, охота, пчеловодство и др..) Лечебные (на обеспечение здоровья) семейно-бытовые (на укрепление свободы, ума, на обеспечение счастливой любви, брака, семейного благополучия и т. д.); общественно-общественные (против господ, начальства и т.п.).

Такое разделение возможно, хотя, на наш взгляд, последняя группа в этой классификации несколько надуманная или понимается исследовательницей слишком упрощенно, поскольку даже в первобытном обществе существовали важные общественные дела — войны, распределение земель и добычи. Причем в тогдашней сознания в тех условиях управления вряд ли приходило в голову осуществлять заговоры против начальства (которое составляли жрецы, сами и совершали все ритуалы), возникновения дворянства тоже относится к значительно более позднему периоду. Существенным недостатком данной классификации является то, что ее автор не разделяет заговоры и заклинания.

  • Калиновым мостом шло три сестры: Калина, Малина и Шиповник. Не умели они ни шить, ни прясть, только умели рубить-рубить, реки пропускать: одна река водяная, вторая река огняная, третья река кровьяная. Водяной огонь заливать, кровяной кровь унимать;
  • Было себе красное море. ехал мужчина красным телегой, красными быками, красные колеса, красное иго, красная Вилья, красные Притыки, красное море рубить, крестному, рождением, молитвенно Ивану кровь заказывать;
  • Луне князю! Вас три в мире: Один на небе, другой на земле, третий в море, камень белый. Как они все не могут вместе сойтись, так не могут у меня, раба Божия Иоанна, зубы болеть! Пусть тебе золотая корона, а мне счастья и здоровья;
  • У мертвого зубы не болят? »-« У мертвого зубы никогда не болят: кости сидят, зубы онемели, никогда не будут болеть ». — «Прости, Господи, чтобы и у меня, раба Божьего рождения, молитвяного, крестного Ивана зубы онемели, никогда не болели!";
  • На Сиянських горах, на морских плитах стоял дуб, на том дубе Семенове гнездо, у Семенова гнезде Елена-змея. Прихожу я к ясному солнцу: «Елена-змея! Собери всех сильных змей, собери, расспроси, которая аспид упустила жало, пусть она вынет жало, рану залижем, опух потушить »;
  • Ехал Юрий на белом коне, белые губы, белые зубы, сам белый, в белое оделся, белым опоясался, ведет за собой три борзые: один белый, другой серый, третий красный. Белый бельмо слижет, серый слезу, а красный кровь;
  • Луне Владимиру, ты высоко летаешь, ты все видишь, ты слышишь, как невольники и невольницы плачут за отцом и с матерью, с детьми маленькими: как корова за теленком, как лошадь за жеребенком, как ослица по ослям, как море за морем. Даруй, Господи, чтобы так за мной рождения, крестной и молитвяною рабой Божьей Иван плакал;
  • Вы, звезды-денницы вас на небе три сестрицы: одна скучная, вторая приветливая, а третья печальна. Берите иголки и булавки, Егоров камни, бейте его и пеките, курите и нудиты: не дайте ему ни спать, ни лежать, ни есть, ни пить — вторых любит. Тяните мне рождения, крестного и молитвяного казака Ивана к нарожденной крестной и молитвянои рабы Божьей Марии;

Хозяйственные заговоры можно разделить на меньшие подгруппы в зависимости от вида деятельности (земледелие, скотоводство, пчеловодство, строительство и т.п.). Например, заговоры, связанные с пчеловодством.

Отдельные хозяйственные заговоры выполнялись только в конкретное время, например, сажая капусту, хозяйка должна была удариться в ноги, приговаривая: «Чтобы моя капусточка была с корня коренистая, а с листа головистая!». Своеобразными заговорами сопровождался начало посева, первый выгон скота на пастбища и т.п..

Внимание, к статье добавлены уникальные книги по заговорной традиция и мифологическим структура в обрядности Русского Народа:

Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов.Скачать

В сборнике впервые собраны все основные труды замечательного, но незаслуженно забытого фольклориста и этнографа начала XX века Е.Н. Елеонской (1873–1951). Человек разносторонних интересов, Е.Н. Елеонская занималась изучением фольклорных жанров, народной магии и колдовства, хорошо владела знаниями в области древнерусской литературы, полународной книжной традиции, религиозного фольклора. В сборник включены ее труды, посвященные русской сказке, заговорам, народным обрядам. Приблизительно третья часть всех материалов издается впервые. Публикуемые работы, несомненно, привлекут большой интерес не только специалистов, но и самого широкого круга читателей.

Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки Скачать

В монографии рассматриваются три цикла восточнославянских некалендарных обрядов, связанных с разведением домашнего скота, – продуцирующая магия (ритуалы, способствующие усилению плодовитости скота, обряды при случке и отеле и т.д.), коммерческая магия (ритуал купли-продажи скота и ввода его в новое хозяйство), профилактическая и катартическая магия (обряды, отправляемые в случаях массового заболевания скота). Книга построена в основном на привлечении архивного материала, впервые вводимого в научный обиход (материалы Этнографического бюро кн. В.Н.Тенишева и др.). Особенную ценность имеет публикация материалов анкеты «Культ и Народное Сельское Хозяйство» Костромского научного общества по изучению местного края (1920-е годы). Кроме ритуалов в монографии анализируется вербальный план обрядов (терминология и фразеология, ритуальные песни). Книга адресована не только специалистам – этнографам, лингвистам, – но и широкому кругу читателей, интересующихся историей народной культуры.

Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо ритуальная традиция славянСкачать

Книга посвящена `низшей` мифологии славян, т.е. народным поверьям о персонажах нечистой силы — русалках, ведьмах, домовых, о духе-любовнике и духах-прорицателях и т.п. Затрагиваются проблемы, связанные с трудностями идентификации демонологических персонажей и с разработкой методов сравнительного изучения демонологии разных славянских народов. При исследовании этого важнейшего фрагмента народной культуры главным для автора остается факт включенности мифологических персонажей во все сферы бытовой и обрядовой жизни традиционного общества. В Приложении впервые публикуются полевые материалы Полесского архива, содержащие народные поверья о русалках. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся народной культурой, фольклором и мифологией славян.

Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структураСкачать

Настоящая книга посвящена оберегам — магическим способам охраны человека и его мира от опасности. Впервые на материале общеславянской традиции представлена модель оберега, описаны его семантика и конкретные формы ее воплощения в ритуальных текстах, действиях, предметах и обрядах, дано описание прагматики вербального оберега. В монографии использованы фольклорные и этнографические источники XIX-XX вв., а также современные экспедиционные материалы из Полесья, украинских Карпат и Русского Севера.


Отреченное чтение в России XVII-XVIII вековСкачать

В книгу включены тексты, представляющие «отреченные», потаенные пласты русской рукописной традиции XVII—XVIII вв.: заговоры, извлеченные из рукописных сборников и следственных дел о колдовстве, травники и физиогномические трактаты, а также духовные песнопения хлыстов и другие уникальные материалы.

Большинство источников печатается впервые по рукописям, хранящимся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Петрозаводска и других городов России и зарубежья.


ПОЛЕССКИЕ ЗАГОВОРЫ (В ЗАПИСЯХ 1970-1990 ГГ.)Скачать

В сборнике впервые публикуется около 1100 заговоров из Полесского архива Института славяноведения РАН. Эти заговоры до последнего времени активно бытовали в Полесье — одном из архаичных славянских районов русско-украинско-белорусского пограничья.

В обширных комментариях публикуемые материалы рассматриваются в контексте восточнославянской заговорной традиции: указывается географическое распространение основных типов, сюжетов и мотивов полесских заговоров, обобщенных в форме указателя мотивов и сюжетов, приводятся их варианты, имеющиеся в опубликованных источниках; разъясняются мифонимы, «темные» места заговоров, их ритуальный контекст; даются отсылки к специальным исследованиям того пли иного мотива в отечественной и зарубежной славистике.

Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славянСкачать

В монографии рассматривается богатейший материал традиционной славянской культуры, связанный с архаическими представлениями о смерти, умерших и их посмертном существовании, о душе и загробном мире: погребальная и поминальная обрядность, фольклорные источники, бытовые поверья. На основании этого материала выдвигаются некоторые общие гипотезы о типологическом характере славянского язычества и его отношении к христианской традиции (так называемом «двоеверии»). Автор предлагает концепцию обряда как несловесного сообщения, обладающего собственными законами построения и своеобразной поэтикой. В дополнение к описанию языческой мифологической картины славянского мира последняя часть книги посвящена собственно христианской православной традиции церковного поминовения усопших.

Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России ХVIII в.Скачать

Монография посвящена анализу более чем 500 судебно следственных дел о колдовстве, богохульстве и религиозном вольномыслии в России 1700-1800 гг. В центре внимания автора как концептуальные вопросы интерпретации «народного христианства», «народной религиозности», особенностей картины мира православного человека в России Века Просвещения, так и конкретные формы взаимодействия или столкновения религиозных воззрении «просвещенных» правителей, идеологов Церкви и государства и «суеверных» подданных. В работе значительное место уделено рассмотрению изменения народных религиозных представлений в России XVIII в., изучению характера влияния традиционных верований и культурных инноваций на картину мира и религиозность как православного населения, так и сторонников реформационных сект и течений.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с. — Скачать

В книге знатока русского народного быта Михаила Забылина собраны уникальные материалы о русском образе жизни, традициях и обычаях, систематизированы основные этнографические источники о русском народе. Книга содержит сведения о русских праздниках, обрядах, суевериях и предрассудках, домашней жизни, народной медицине, приметах, пословицах, поговорках, песнях и музыке. В труде Забылина также рассказывается об охоте и досуге, старинном травнике и народном цветнике, одежде, о колдунах, ведьмах и другой нечистой силе.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.