Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, геолог, металлург, географ, физик, химик, астроном, приборостроитель, художник, историк, генеалог, филолог и поэт.

Жизнь

Детство. Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (ныне – село Ломоносово Архангельской области) в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор – Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла, когда ему было девять лет. Отец женился снова, но и вторая его жена вскоре умерла. Тогда он женился в третий раз – на вдове Ирине Семеновне. Для тринадцатилетнего Михаила третья жена оказалась «злой и завистливой мачехой».

С десяти лет Михаил начал помогать отцу. Они вместе ходили рыбачить на Белое море и до Соловецких островов. В дальнейшем влияние природы русского севера можно усмотреть в языке Ломоносова и в его научных интересах.

Грамоте Михаила Ломоносова обучил дьячок местной церкви С.Н.Сабельников. «Вратами учености» по его собственному выражению, для него стали «Грамматика» Милетия Смотрицкого, «Арифметика» Л.Ф.Магнцкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

Жизнь юного Ломоносова в родном доме стала невыносимой в основном из-за ссор с мачехой. А узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. В декабре 1730-го года 19-летний Ломоносов отправился с рыбным караваном в Москву. Из дома он ушел тайно, ни с кем не простившись. Путешествие до Москвы (пешком) заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Годы учебы. Чтобы поступить с Славно-греко-латинскую академию («Спасские школы») Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина». Он стал прилежным учеником. В библиотеке Заиконоспасского монастыря читал летописи, патристику, другие богословские книги, издания светские, философские, а также физические и математические сочинения. Вспоминая обстоятельства своей жизни в то время, Ломоносов рассказывал про страстную тягу к учебе, бедности и насмешках малолетних одноклассников.

Несколько месяцев Ломоносов обучался в Киево-Могилянской академии, но, не найдя там работ по физике и математике, он «прилежно перечитывал творения святых отцов». В 1735 году Ломоносов вместе с двенадцатью учениками Спасского училища был зачислен в студенты университета при Академии Наук. Здесь он изучал немецкий язык, математику, физику, самостоятельно изучал стихосложение.

В 1736 году Академия Наук направила 12 наиболее способных учеников из «Спасских школ» в Европу для обучения их естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело). Переехав в Германию, Ломоносов поселился в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которой он впоследствии женился.

За границей Ломоносов учился пять лет: около 3 лет в Марбургском университете, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, около года во Фрайберге, у Генкеля, около года провел в переездах, жил в Голландии. Помимо заявленного обучения Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, изучал французский и итальянский, обучался танцам, фехтованию и рисованию. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку.

1737-1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Его первая студенческая работа по физике называлась «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости». В 1739 году он представил еще одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Изучение естественных наук Ломоносов сочетал с литературными занятиями. Он познакомился с новейшей немецкой литературой и работал над стихотворными переводами.

В 1739 году учеба Ломоносова в Марбурге закончилась: из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела, куда студенты прибыли летом 1739 года. Обучение началось с занятий по минералогии и металлургии. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъемными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретенный во Фрайберге. Однако спустя несколько месяцев обучения Ломоносов поссорился с профессором Генкелем, и кроме того считал, что ему уже нечему учиться во Фрайберге.

Возвращение в Россию. В 1740 году Ломоносов сыграл свадьбу по реформатскому обряду с дочерью хозяйки дома, у которой он жил в Марбурге, Елизаветой Цильх, еще до свадьбы у них родилась дочь Екатерина. Летом 1941 года 30-летний Ломоносов вернулся в Петербург, а через два года к нему в Петербург переехала и его жена.

В 1741 году Ломоносов был направлен к профессору ботаники И.Амману для изучения естествознания. Будучи студентом и не получая никакого жалования, тогда же он занялся составлением Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В августе того же года в надежде на назначение в экстраординарные профессора Ломоносов представил на рассмотрение академикам две диссертации: по физике и по химии. Но назначение он получил только с воцарением Елизаветы Петровны. С 1 января 1742 года Ломоносов был назначен адъюнктом физического класса.

Вид на Кунсткамеру и Академию Наук в XVIII веке. Набережная Васильевского Острова, СПб.

Вид на Кунсткамеру и Академию Наук в XVIII веке. Набережная Васильевского Острова, СПб.

Вступив в должность, Ломоносов почти тотчас же обратился с предложением устроить химическую лабораторию, которой еще не было при Академии наук. Но это предложение не обратило на себя никакого внимания.

В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение был назначен под стражу на 8 месяцев. Освободили его в январе 1744 года.

25 июля 1745 года специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Его диссертация называлась «О металлическом блеске». По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получал дворянский статус. В том же году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году – о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет свои знания в области минералогии, физики и химии. Печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов.

В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г.Ф.Миллером. Он предъявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Ломоносов представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброходстве ученых иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

Петр I. Мозаика работы М.В.Ломоносова, 1754 г.

Петр I. Мозаика работы М.В.Ломоносова, 1754 г.

В 1749 году в торжественном собрании Академии Наук Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе.

В 1753 году Ломоносову при помощи И.И.Шувалова удается устроить фабрику мозаики. Для этих целей Елизавета жалует Ломоносову мызу Усть-Рудица и четыре окрестных деревни.

В том же году Ломоносов хлопочет об обустройстве опытов над электричеством и о пенсии семье профессора Г.В.Рихмана, который погиб в 1753 году во время электрического эксперимента.

В 1754 году Ломоносов, недовольный тем, что премия за решение объявленной Академией Наук задачей досталась У.Сальхову, в сердцах отказался от кафедры химии. Кафедра была передана Сальхову, а Ломоносову был вынужден дальше заниматься химий у себя дома в Усть-Рудицах.

Под влиянием Ломоносова в 1755 году совершается открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В 1756 году Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образования в гимназии и университете.

В 1757 году 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. По табели о рангах он становился чиновником VI класса. Новым место его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами. Назначенный в 1758 году главой географического департамента Академии Наук, Ломоносов начал работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт. В 1759 он занят устройством гимназии и составлением для нее устава для нее и университета при Академии, причем, опят всеми силами отстаивает права низших сословий на образование. В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» снаряжается экспедиция в Сибирь.

Надгробие на могиле МВ.Ломоносова в Александро-Невской Лавре

Надгробие на могиле МВ.Ломоносова в Александро-Невской Лавре

В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления легких. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина II «чем подать благоволила новое Высочайше уверение об истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве». На следующий день после смерти Ломоносова его библиотека и бумаги были по приказанию Екатерины II опечатаны Г.Г.Орловым, перевезены в его дворец и исчезли бесследно.

Творчество

Основной областью своей деятельности М.В.Ломоносов считал химию, но как показывает его наследие, эта дисциплина оставалась в неразрывной связи с другими разделами естествознания в контексте всего разнообразия его исследований, которые, в свою очередь, пребывали во взаимосвязи между собой. Такое логическое единство является следствием понимания им единства природы и существования немногих фундаментальных законов, лежащих в основе всего целостного многообразия явлений. Это логическое единство демонстрируют не только его труды, относящиеся к естественным наукам и философии – оно прослеживается между ними и его поэтическим творчеством. Ученый мечтал построить всю свою «Натуральную философию» на основе объединяющих идей, в частности, на основе идеи о «коловратном» (вращательном) движении частиц.

М.В.Ломоносов своей «корпускулярной философией» не только подвергает критике наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике – формирует новую теорию, которой суждено было стать фундаментом современной науки.

Одним из выдающихся естественнонаучных достижений Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла. Логические выводы ученого, по которым «достаточное основание теплоты заключается»:

  1. «в движении какой-то материи» – так как «при прекращении движения уменьшается и теплота», а «движение не может произойти без материи»;
  2. «во внутреннем движении материи», так как недоступно чувствам;
  3. «во внутреннем движении собственной материи» тел, то есть «не посторонней»;
  4. «во вращательном движении частиц собственной материи тел», так как «существуют весьма горячие тела без» двух других видов движения «внутреннего поступательного и колебательного», например, раскаленный камень покоится (нет поступательного движения) и не плавится (нет колебательного движения частиц).

«Таким образом, мы доказали a priori и подтвердили a posteriori, что причиною теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи»

М.В.Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из корпускул – молекул, которые являются «собраниями» элементов – атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741) ученый дает такие определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу». В более поздней работе (1748) он вместо «элемента» употребляет слово «атом», а вместо «корпускула» – партикула «частица» или «молекула». «Элементу» он придает современное ему значение – в смысле предела делимости тел – последней составной их части. Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у Ломоносова часто также – «физические нечувствительные частицы», чем подчеркивает, что эти частицы чувственно неощутимы.

Выводы механической теории теплоты, подтвердив саму ее, впервые обосновали гипотезу об атомно-молекулярном строении материи – атомистика получила объективные естественнонаучные доказательства. С корпускулярной теорией и молекулярно-кинетическими взглядами М.В.Ломоносова напрямую связанно его понимание актуальности закона сохранения вещества и силы (или движения).

М.В.Ломоносовым были заложены основы физической химии. Важной особенностью этой науки в разработке Ломоносова явился его метод, подразумевающий исследование связи физических и химических явлений. Постоянно занимаясь практической наукой, он находит подтверждение в ней своим теоретическим воззрениям, но не только тому служит эксперимент – ученый применяет его для развития практики как таковой, опирающейся на понимание закономерностей тех или иных процессов.

Ломоносовым разработана технология цветных стекол (прозрачных и «глухих» – смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. Также Ломоносову удалось доказать необходимость лабораторного и производственного персонала на стекольных предприятиях (в то время технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами).

М.В.Ломоносову принадлежит астрономическое открытие о существовании атмосферы вокруг Венеры («Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Императорской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года»).

Ученым было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. М.В.Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названную им «ночезрительной трубой», предназначавшаяся для рассмотрения на море удаленных предметов в ночное время и другие оптические приборы.

В 1750-х годах Ломоносов занимался теорией электричества («Теории электричества, изложенной математически», «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих»). Очень важно в рассмотрении М.В.Ломоносовым света и электричества, в контексте его корпускулярно-кинетической теории тепла, единое толкование их волновой природы.

М.В.Ломоносов возглавлял географический департамент Академии Наук, руководил работой по созданию географического атласа и создал циркумполярную карту. Определяя географию как комплексную науку, большую часть выводов Ломоносов обосновывал по частным направлениям: в учениях об атмосфере, гидросфере, криосфере, каменной оболочке. Он пришел к выводу о трехслойности атмосферы. Ломоносов обосновывал формирование морского и континентального климата, влияние высоты места на климатические условия и, естественно, отдавал должное влиянию широты местности в процессах климатообразования.

Ломоносов дал классификацию природных льдов, обосновал различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. Наиболее полное представление Ломоносова о геологии и преобразованиях лика земного содержится в его работе «О слоях земных», которую называют началом русской научной геологии.

Ломоносов решительно был настроен на существенное совершенствование карт и атласов страны. Ученый сам принимал участие в составлении карт. В частности, им была подготовлена карта Арктики как обширного океанического пространства с предполагаемым положением берегов Северной Америки. Ломоносов ввел в научный оборот термины «экономическая география» и «экономическая ландкарта». Он глубоко интересовался демографией – этой теме посвящено его сочинение «О сохранении и размножении российского народа». В этом же труде содержатся многие идеи в области охраны здоровья и общественного здравоохранения.

Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике – «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. «Российская грамматика» Ломоносова – нормативное описание русского языка, в которой излагается учение о частях речи. Ломоносов ввел понятие художественно-выразительных приемов. Разработал стилистическую систему русского языка эпохи классицизма – теорию трех штилей («Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»).

М.В.Ломоносов осуществил совместно с В.К.Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причем именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырехстопный ямб. Основоположник русской торжественной (обращенной к правителям) и философской оды.

Ломоносов не обошел своим вниманием и историческую науку. Он был сторонником сарматской теории этногенеза славян, о чем свидетельствует написанный по заказу императрицы Елизаветы его труд «Древняя российская история»; так, он отождествлял роксаланов с «россиянами» и опровергал норманнскую теорию.

Ломоносов утверждал, что варяги, приглашенные во главе с Рюриком на княжение в Новгород, упоминаемые в «Повести временных лет», были не скандинавами, а балтийскими варягами славянского происхождения. Ломоносов удревнял историю славян, утверждая, что они участвовали в Троянской войне, а затем заселили область Венето.

Основной труд по истории – «Древняя Российская история», изданная уже после смерти автора. Сокращенной версией «Российской истории» стал опубликованный раньше ее «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов.

Педагогические взгляды Ломоносова, как и остальное его творчество, были смелыми и новаторскими. Ученый считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний. Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Ломоносов был сторонником принципа природосообразности (воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка). Цель воспитания – формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

М.В.Ломоносов разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику русского языка.

* * *

В науке устойчивого развития постулируется положения, открытые великими российскими учеными. Мир существует, то есть находится в движении (М. В.Ломоносов). Выразить все движения – это определить их в пространстве-времени (В. И. Вернадский). Из чего следует, что Пространство-Время определяется как система []-величин Бартини-Кузнецова.

Подробнее о вкладе М.В.Ломоносова в науку ноосферного устойчивого развития можно узнать из работы Б.Е.Большакова и О.Л.Кузнецова «Развитие натурфилософских идей М.В.Ломоносова в Научной школе устойчивого развития».


Труды

Ломоносов М.В. Избранные философские произведения / М.В.Ломоносов; МГУ им. М.В.Ломносова, кафедра истории русской философии; под общ.ред. Г.С.Васецкого. – М.: Госполитиздат, 1950. – 758 с.

Ломоносов М.В. Избранные произведения: в 2 томах / М.В.Ломоносов; отв. ред. С.Р.Микулинский. – М.: Наука, 1986.

Том 1. «Естественные науки и философия» включает труды по атомистической теории, физике, химии, астрономии, приборостроению, металлургии, горному делу, геологии и минералогии, географии.

Том 2. «История. Филология. Поэзия» включает образцы поэтического творчества Ломоносова, письма и документы.

О М.В.Ломоносове

Б.Е.Большаков, О.Л.Кузнецов. Развитие натурфилософских идей М.В.Ломоносова в Научной школе устойчивого развития: доклад на конференции, посвященной 300-летию выдающегося русского ученого М.В.Ломоносова. – 2011.

Доклад подготовлен в рамках исследований, проводимых Научной школой устойчивого развития, которая здесь позиционирует результаты анализа взаимосвязи понятий физической монады Ломоносова с духовной монадой Лейбница как гипотезу, которая достойна дополнительных исследований.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.