Сергей Андреевич Подолинский

Сергей Андреевич Подолинский (1850-1891) – ученый-энциклопедист, физик, математик, доктор медицины, общественный деятель

Жизнь

С.А.Подолинский родился 19 июля 1850 года в селе Ярославцы Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне село Новая Ярославка Черкасской области Украины). Отец – Андрей Иванович Подолинский – был известный поэтом, мать – княжна Мария Сергеевна Кудашева – дочь херсонского князя и помещика.

Сергей Андреевич получил домашнее воспитание в имении отца. В семнадцать лет поступает на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета, которое оканчивает с отличием в 1871 году и получает степень кандидата естественных наук. Семидесятые годы девятнадцатого века были периодом активного народнического движения. Подолинский включается в работу революционных кружков в Киеве и в Петербурге. В 1872 году он уезжает за границу для продолжения образования и приобретения профессии медика, которая помогла бы ему «уйти в народ».

В Париже Подолинский слушал лекции Клода Бернара. Свое медицинское образование он продолжил в Цюрихском университете и в Физиологическом институте в Бреславле (Германия). Здесь в 1876 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Белковые ферменты поджелудочной железы» и получил ученую степень доктора медицины.

Совмещая получение медицинского образования с общественно-политической деятельностью, Подолинский посещает Львов (тогдашний Лемберг), Вену, Париж и Лондон. В Цюрихе он общается с революционно настроенными студентами из России и Галиции. В Лондоне Подолинский лично знакомится с К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Подолинский принял деятельное участие в издании подпольного революционно-демократического журнала «Вперед!». Его энергию и весомый материальный вклад в издание журнала отметил П.Л.Лавров, который поручил Подолинскому написать для журнала историю Интернационала. В 1873–74 годы Подолинский выступил в журнале с большой статьей «Очерк развития Международной ассоциации рабочих». В качестве гостя он присутствовал на заседаниях пятого (Гаагского) конгресса I Интернационала, где симпатизировал выступлениям анархистов и иронически относился к солидаристскому поведению группы «центристов», направляемой К.Марксом и Ф.Энгельсом.

В 1875 году Подолинский пишет крестьянско-социалистическую утопию «Паровая машина» («Молотильня»), в которой изображается будущее общество «красивых и здоровых, хорошо одетых людей, работающих с песнями и шутками». В его мире земля, заводы и фабрики стали общественными. Весь продукт труда принадлежит производителям, а директора, выбранные трудящимися артелей, «ничего не крадут».

Во второй половине 70-х годов XIX века Подолинский отходит от марксистской точки зрения на классовую борьбу как на двигатель социального прогресса. В письмах Лаврова к Лопатину от 12 марта и 16 апреля 1878 года Лавров сообщает: Подолинский считает, что для утверждения социалистического сознания требуется несколько поколений развития мысли и победа социализма возможна мирным путем. Двигателем прогресса, по Подолинскому, становится не борьба классов и разрушения созданного трудом, как расхищение накопленной энергии, а положительная организованная сознательная трудовая деятельность, направленная на накопление энергии (созидание нового) для удовлетворения растущих потребностей общества. Для этого нужны кооперация, сотрудничество и взаимопомощь, а не разрушительная революционная борьба. Подолинский пытался выстроить естественнонаучное обоснование будущего социалистического общества.

Вершиной и синтезом естественнонаучного и общественного творчества Подолинского стала его оригинальная концепция «социальной энергетики». Статью под названием «Le travail humain et la conservation de l’énergie» Подолинский послал К.Марксу и получил от него благожелательный отзыв. В письме Марксу от 30 марта 1880 г. Подолинский писал: «Мне доставляет особое удовольствие, что я могу послать Вам небольшую работу, написать которую побудил меня в первую очередь Ваш труд „Капитал“». Он характеризовал свой труд как «попытку приведения понятия прибавочного продукта в соответствие с господствующими физическими теориями».

По возвращению в Россию Сергей Андреевич косвенно оказался причисленным к народническо-террористической группе радикалов и причастным к литературной деятельности А.И.Желябова и П.Б.Аксельрода. К индивидуальному террору Подолинский относился крайне отрицательно.

Продолжая свою социалистическо-просветительскую деятельность, Подолинский пишет работу «Труд человека и его отношение к распределению энергии». Тогда же, в 1880 году, он выпустил украинский учебник политической экономии и первую экономическую историю Украины «Ремесла и фабрики на Украине». Он интерпретирует историю Украины как часть всемирной истории человечества. Одновременно он пишет (в соавторстве с М.Драгомановым и С.Павликом) национально-демократическую «Программу» журнала «Громада», а также статьи о социальных процессах и движениях в Англии и Западной Европе.

Написанные Сергеем Андреевичем брошюры и статьи социалистического направления в журнале «Громада» вызвали раздражение при царском дворе. Его отец связал оказание семье сына материальной помощи условием отказа сына от революционной деятельности. К этому времени Подолинский с женой и детьми находился в эмиграции. Он был тяжело болен и проходил курс лечения во Франции. Мать увезла безнадежно больного Сергея Андреевича в Киев. Скончался он 30 июня 1891 года. Похоронен на Зверинецком кладбище.

Творчество

Всего С.А.Подолинскому принадлежит 52 работы. В них Подолинский изучал отношения, существующие между человеческим трудом и распределением солнечной энергии на земной поверхности. Он считал, что хотя общее количество энергии, которое получает поверхность Земли от ее недр и от Солнца, постепенно уменьшается, общее количество энергии, поступающей в распоряжение человека вследствие человеческого труда, постоянно растет. Отсюда он делает вывод, что «это увеличение происходит под влиянием труда человека и домашних животных».


Труды

Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии / Сергей Андреевич Подолинский; отв. ред. серии И.И.Мочалов. – М.: Ноосфера, 1991. – (Мыслители Отечества). – 85 с.

О С.А.Подолинском

Большаков Б.Е. Проблема измерения процесса труда: анализ критики Ф.Энгельса взглядов С.А.Подолинского. – Дубна: Ун-т «Дубна», 2010. – 12 с.

В статье рассматривается естественнонаучная мера труда, как ее понимал один из основоположников русской научной школы С.А.Подолинский. С этой целью проводится анализ критики Ф.Энгельса.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.