Красная горка

Изображение

На сегодняшний день далекими и слабыми отголосками древнейшего праздника являются лишь посещение кладбища, крашение яиц, да семейные застолья.

На самом же деле, раньше Красную Горку отмечали иначе: очень ярко, многозначно, шумно и весело. Люди не только красили яйца, но и ходили в гости, дарили подарки, пели песни и устраивали пышные гуляния в знак прихода весны.
А ежели окунуться в народную традицию ещё глубже-то нашему взору предстанет целый праздничный пирог, состоящий из вековых пластов архаичных смыслов, природного строя и различных функциональных и временных положений человека.

С середины апреля до начала мая праздновался окончательный приход Весны.

В давние времена холмы и горы окружались ореолом особого почитания: ближе к солнцу, к небу, ближе к Богам. На вершинах вершили празднества, возжигали огни. И, поскольку неотъемлемой и важной частью древних верований было почитание предков — им отводились лучшие, привольнейшие под небом места: Красные Горки.

«Красные» в двойном смысле: потому что красивые, первые освободившиеся от снега и потому, что пылающие пламенем ритуальных костров, кресов, огней. Издревле красный цвет почитался более всего и всё самое лучшее, привлекательное и радостное называлось «красным». В словаре В. Даля приводятся такие примеры: «красная» изба – чистая, белая, с изразчатою печкой", «красное» крыльцо — переднее, парадное, приёмное", «красна» девица – красавица. "

Изображение

В эти дни совершаются заклинание весны. Молодёжь на заре на возвышенном красивом месте встречает восход солнца. Выбирается «хороводница», которая при первом проблеске светила, благословясь, выходит на середину круга и произносит заклинание.

Примечательно, что в одних краях Красною Горкою называется гулянье на Св. неделе, в других – Юрьев день; но везде Красною Горкою называется весеннее время, удобное для свадеб; от Фомина понедельника до Георгиева или Юрьева дня: как время половодья, время свободы, время, в которое земледельческий труд не начинался, а только к нему начинают готовиться.

Также, на Красные Горки собирался народ со всей округи для поминовения усопших. И совершался праздник который, как и древняя тризна, проходит не в трауре, слезах и печали — а в игрищах, песнях и плясках. Ибо о мертвых надо не грустить, а радоваться. Память о них, радость о них — основа жизни и восхождения рода. Потому праздник — весенний: пробуждающий живых и мертвых. Их поминаем, им о себе напоминаем, радуемся тому, что живем и даем жизнь сами.

… Было у Красной Горки еще одно, особое значение в русском быту и обычае. С этого дня начинались на Руси свадьбы. По зафиксированным этнографическим исследованиям, в этот праздник ведущая роль отводится девушкам и женщинам, которые заклинают на брак, после чего и начинаются гуляния. В этот же время принято одаривать родню, причем родню появившуюся вследствие сговора, помолвки, брака, о чем говорит сохранившаяся песня:

Изображение

Подойду, подойду,
Под Царь-город, подойду.
Вышибу, Вышибу
Копьем стену вышибу
Выкачу, выкачу
Казну, бочку серебра
Подарю, люту-свекру батюшке
Будь, добр, как родимый батюшка...

«Красная горка» – была также и торжеством любви, зарождения чувств и надежд, и не была фиксированным праздником одного дня, а устраивалась в течение нескольких дней, поэтому этот праздник можно определить и как семьеустроительное действо, с определёнными обрядовыми песнями, хороводами, играми и обычаями, которые были настоящим событием в жизни молодых людей.

Девушки пели песни, а юноши стремились показать свою удаль и силу, соревнуясь и устраивая «показательные» бои.

На «Красную горку» парни и девушки знакомились на гуляниях ближе, выбирали себе суженных и в игровой, шутливой форме (во избежание обид в случаях несовпадения выбора) оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. Все наряжались в самые красивые и лучшие одежды.

«Красную горку» прозвали ещё и «девичьим праздником» именно за активное сватовство и за большое количество свадеб. Просидеть дома считалось плохой приметой: женихи не увидят и можно остаться в девках.

Изображение

Юношу и девушку, которые были сосватаны на «Красную горку», называли «вьюнец» и «вьюница», к их домам приходили шумной гурьбой, друзья пели песни, за что угощались вкусным съестным. В этот день также не давали покоя молодым супругам. Народ ходил «окликать» молодых, поженившихся в течение последнего года, при этом пелись свадебные песни и славили супругов.

В праздник Красная горка почиталось всё, что связано с семьей и родом. Это свадьбы и обряды венчания, пожелание счастья и достатка уже сложившимся семьям.

Самая архаичные черты — это главенствующая роль женщин, заклинания на весну, замужество, которые произносятся на вершине холма, горы, желательно на рассвете и публично.

Как и ко всякому традиционному празднику, к Красной Горке готовились основательно и всерьёз: зазывали гостей, готовили для этого события праздничный стол и как на всех традиционных праздниках, тут бытовал набор обязательных блюд. Хозяйки жарили яичницу, оладьи, варили яйца, пекли пироги, калачи и караваи – всё имело форму круга и символизировало солнце и вечный круг возрождения Жизни.

Особым отличием этого праздника считаются повсеместные обрядовые действия с яйцами.

Яйцо олицетворяет божественный замысел сотворения мира, а гора — изначальная форма творца. Гора словно дорога из мира Прави на землю.

Обрядовая игра — катание яиц с горы на желание — не что иное как инсценировка движения Божественного замысла на Землю и его реализация в явном мире.

Изображение

Академик Рыбаков об этом пишет: «С весенними праздниками, в значительной мере поглощенными пасхой, связан и культ яиц, как источника жизни. Мне уже приходилось писать о чрезвычайно архаичных космогонических изображениях на пасхальных яйцах-писанках, сохранивших миф о двух небесных лосихах рожаницах, миф, возникший за несколько тысячелетий до христианства» (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян).

В Киевской Руси широко известны глиняные писанки. Киевским писанкам посвящена интересная статья Т. И. Макаровой, которая датирует их XI — XII вв. 26 (Рис.)

Изображение

К весенним праздникам в древней Руси, как и в XIX в., вышивали специальные полотенца, на которых главным сюжетом было изображение встречи весны, отраженное в ритуальной песне-веснянке:

Едить весна, едить

На золотом кони,

В зеленом саяни,

На сохе седючи,

Сыру-землю аручи

Правое рукой сеючи…

Этнограф-музыковед Ю. Красовская, изучавшая обряд заклинания весны, установила, что короткие строки веснянок пелись очень протяжно, как призыв издалека.

Исполнительницы обряда (происходившего на холмах, на проталинах, а иной раз и на крыше строения) поднимали обе руки к небу, что закрепилось и в русской ритуальной вышивке.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На полотенцах в окружении многих строчек символических узоров-«письмен» изображалась древняя богиня Макошь с руками, поднятыми к небу, к которой с двух сторон подъезжали на конях, с сохами в тороках две других богини (Лада и Леля) тоже с поднятыми руками (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 400-401.)»

Во многих селах, чтобы поддерживать связь со своими Предками, проявить почтение к своему роду, совершались поминальные обряды: умершим приносили жертвы на погребальных курганах, могилах, а в более позднее время ходили на кладбище и катали яйца на могилах. Мужчины, в других случаях дети, как представители растущего рода, выстраивали небольшие горки из подручных средств и скатывали с них крашеные яйца, по поверьям, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые и возможно, даже показать грядущее ( во многих источниках сохранились упоминания о гадательной функции катания яиц с горки).

Сейчас же, в виду изменения среды и ухода человека от прямой взаимосвязи с аграрным и природным созвучием, ввиду потери религиозной сущности обрядов и игр, этот, да и многие другие древние праздники почти сошли на нет. Ныне, празднование Красной Горки, в большинстве случаев, заключается лишь в посещении кладбища и застолья.

Но мы призываем помнить покон предков, восстанавливать смысл праздников и приобщаться к родной культуре. Ведь не зря многотысячелетний путь познания мира нашими предками всё ещё хранит для нас традицию, как неоценимую сокровищницу сведений и ключей ко многим жизненным вопросам.

Пробуждаясь, природа пробуждает и человеческую душу!

Поговорки и приметы:

Сочтёмся весной на брёвнах — на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся.
Кто на Красной горке женится, тот вовек не разойдется.

В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т.

Источники:

  • Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси
  • Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и обряды.
  • Сахаров И.П. Сказания русского народа.
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993.
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
  • Коринфский А. Народная Русь.
  • Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования.

    Точилкина Алёна
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.