«Кила» - русская игра с мячом

Изображение

Английское регби, американский футбол — наши соотечественники знают эти игры, как одни из самых жестких, зрелищных и по-настоящему мужских игр. Однако, еще до появления этих заморских развлечений — у русских была своя игра с мячом, имя которой «КИЛА».

Изображение

Русские традиционные игры с мячом насчитывают, по меньшей мере, тысячелетнюю историю. Об этом говорят археологические раскопки в Новгороде, обнаружившие кожаные набивные мячи, датируемые 10-15 веком.

Разнообразие игр определено их различным характером, принадлежностью к определенной социальной группе и ролью, которую они выполняли в обществе: начиная с развивающих игр для детей; игр, направленных на коммуникацию молодежи между собой; досуговые игры для стариков и т.п. Среди них зафиксирована, пожалуй, самая брутальная, сугубо мужская контактная игра под названием «КИЛА».

Одна из первых изобразительных фиксаций русской традиционной командной игры с мячом, размеры которого соответствуют этнографическим описаниям игры в килу, была сделана немецким гравёром Гейслером Г. Х. Кристианом в 1793 году во время его путешествия по России. Гравюра так и называется «DasBallspiel (игра с мячом)».

Изображение

К сожалению наука «этнография» в России начала развиваться достаточно поздно, как и поздно стал появляться интерес российской интеллигенции к русской традиционной культуре, поэтому словесное описание игры появляется лишь в середине 19 века в «Вологодских ведомостях» (1867г.): «В зимнюю пору по вечерам на улицах больших деревень играли мячём. В этой игре принимали участие как молодые, так и довольно пожилые уже, поселяне. Мяч делался из кожи, туго набитой куделей или мохом, и всегда значительной величины. Игравшие мячём разделялись на две партии, действовавшие одна против другой. Мяч пинали ногами, хватали его в руки, и, нередко бегали с ним, пока не встречали сопротивления с той или другой стороны игроков, которым хотелось одолеть свою противную сторону всевозможными манерами, догнать мячь до условленного места, которых было два: на том и другом конце пространства, представлявшего поприще это игры мячем. Победившая сторона начинала снова игру, и таким образом, она длилась часа два или три».

А само название игры «КИЛА» (ударение на последний слог) первый раз встречается в произведении Помяловского Н. Г. «Очерки бурсы» (1862г.), который описывает свою учёбу в 1840-х годах в г. Санкт-Петербург.

Из Тенишевского архива (Вытегорский у. Вологодской губ. 1899 г.) мы узнаем отличительную особенность игры в килу, своеобразное разделение процесса игры на два уровня «земля» и «воздух»: «Мяч брошен, все бросаются на него и начинают пихать ногами. Играющие, сходятся грудь в грудь. Но вот мяч выскочил в сторону, его подхватывает в руки какой-нибудь удалец и старается с ним убежать к цели, но все бросаются за ним и если нагоняют, то противники тузят его кулаками, однопартийцы его защищают и тузят противников. Мяч выбит из рук – опять его пинают ногами.»

Изображение

В новейшей истории России о киле писал д.и.н. Б.В. Горбунов в своем историко-этнографическом исследовании «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» (1999г.): „По известию из Демянского уезда, Новгородской губернии, здесь в игре в мяч “изо всех сил одна партия старается победить другую, кричат, поощряя или порицая друг друга, стараются свалить противника, и неистово и долго кричит каждый раз победившая партия: „Кила!“

Одним из сподвижников возрождения килы стал В.Ю. Колчев, который провел пробную игру в 2012 году на фестивале «Времена и Эпохи» в Москве. В последствии Колчев В.Ю. стал изготовлять мячи для игры по традиционным образцам.

Новая страница в истории возрождения килы́ была открыта Черняком Д.А., который организовал и провёл первую игру 24 августа 2014 года в городе Краснознаменск (Московская область). Игра проводилась по разработанным им правилам на основе этнографических и исторических данных, главной задачей при разработке которых являлось преобразование игры в современный зрелищный вид спорта при сохранении уникальной самобытности. Исходя из этого, Черняк Д.А. запретил удары ногами или руками по сопернику, которые имели место в традиции, однако, резко повышали травмоопасность и снижали динамизм игры, оставив, при этом, разрешёнными некоторые приёмы борьбы и силового противоборства. Так в чем же уникальная особенность килы от похожих командных видов спорта?

Изображение

  • Способы ведения игры разделяются на два уровня: „воздух“ и „земля“. Суть заключается в том, что пока мяч на земле игра разрешена только ногами, руками трогать мяч запрещено. Но, как только мяч оказывается в воздухе, его можно схватить руками и далее перекидывать в любых направлениях или нести до самой линии города;
  • В киле разрешена атака любого соперника, а не только владеющего мячом;
  • Мяч в игру вводится с линии города, а не с центра поля;
  • Нет положений «в офсайде»;
  • В игре используются уникальные термины, такие как: город, ватага, атаман, схватка, онучи, оборы, порты, кила (обозначение взятия «города» по аналогии с «гол» в футболе).

5 ноября 2014 в г. Владимир был проведён первый открытый турнир по киле́ в рамках фестиваля „Русь жива“, в котором приняли участие 6 команд из разных городов России. Игра получила множество восторженных откликов от участников турнира, а так же от любителей регби, назвавших килу́ „более интеллектуальной и динамичной игрой“.

В настоящее время кила активно развивается по всей России, привлекая к себе внимание общественности и СМИ. Создаются новые команды, проводится всё больше игр и турниров.

А 15 августа в Москве в парке „Сокольники “состоится открытый чемпионат по Киле.




Точилкина Алёна.


Сайт Федерации Килы http://kila-igra.ru/
Группа Федерации Килы в Контакте: http://vk.com/kila_igra

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.