Экспедиция Фонда «Светославъ» по берегам Печоры и Пижмы (Петровщина)

Изображение

Экспедиция Фонда «Светославъ» по берегам Печоры и Пижмы

Это север.
Здесь не любят суеты.
Здесь не выставляют свои эмоции напоказ.
Здесь ещё чётко виден след былых суровых устоев и обычаев.

Почти пять веков назад, русские люди, переселившиеся из Новгорода Великого, на безлюдные берега рек Печоры, Цильмы и Пижмы, перенесли сюда культуру древней Новгородской земли. Тогда Новгород был ещё непокоренным Московским княжеством и люд новгородский хорошо знал, что такое вольница и что такое уважение к себе и к своим традициям. Новгородцы принесли сюда не только свой неуступчивый и смелый характер, но и обряды, и праздники, и песни, и жизненные устои.

И именно тут, где не было крепостного права и люди жили в вольготной отдаленности от остального мира, сохранилось много удивительных сокровищ средневековой(!) культуры. Смеем предположить, что нет больше в России таких удивительных мест, где вы можете в одно мгновение нырнуть на полтысячи лет назад… и вынырнуть потом, получив бесценный опыт древнего порядка.

Часть 1.Петровщина.

Здесь, на красивейших берегах Печоры, в Усть-Цилёмском районе, каждый год отмечается ещё сохранившийся обрядовый праздник «Петровщина». Проходит он в канун дня Первоверховных апостолов Петра и Павла, являясь отголоском ритуально-поминального обряда, бытующий здесь хоть уже и в трансформированном виде, но всё же не утратившим своего значения.

Один раз в год, в ночь с 11 на 12 июля тут принято варить поминальную кашу. Именно в эту ночь, полностью собирается вся семья: приезжают все родственники, даже те, кто уехал из родной земли.

Главы семейств заботятся о том, чтобы собрать всех родственников, от древних стариков до малых детей, а потом всей семьёй едут или идут к реке. На берегу разжигают костер, варят кашу, садятся и поминают своих умерших родичей, общаются и поют.

Время это выбрано не случайно, считается, что это время когда стирается грань между живым и загробным миром.

Не случайно выбрано и место проведения — берег реки.

Река, как граница между миром живых и мертвых.

Изображение

Старожилы рассказывают, что раньше Усть-Цилёмы Петровщину проводили, переправляясь на другой берег Печоры: «Это сейчас кашу тут варят, на этом берегу реки, а раньше всем родом за реку ходили».

По старинным поверьям, душа человека может обращаться в птицу, поэтому и еду готовят на Петровщину птичью: кашу из пшенной крупы.

В этом обряде явственно прослеживаются следы представления о том, что души умерших обращаются в птиц и являются в мир живых (В весеннем обряде «Закличек» наблюдаются те же архаичные черты).

Река — как символ некоего посреднического начала, соединяющая мир живых и мертвых. А вода-символ уходящего времени.

Изображение

Наблюдать Петровщину весьма интересно.

Вечером, берег Печоры постепенно, словно улей, оживает: подъезжают, подходят люди.

Располагаются семьями, кружками, разводят костры и начинают кашеварить, маня на берег всё новых и новых участников действа.

Изображение

Совсем скоро плотность людей, автомобилей, костров, песенных и смеющихся очагов становится весьма ощутимой. Куда не посмотри, куда ни ступи — везде живо. Незаметно и легко создалось ощущение невольной погруженности в одну большую сплоченную семью…

Ароматный дым костров и каши повис теплой пеленой над Печорой, а радостное состояние народа от совместного действа, казалось, распространялось на всё живое вокруг.

Находясь в этой большой и дружной семье, конечно, вспомнилась и своя. Взгрустнулось и с горечью подумалось, о том, что почти забыто то время когда же мы, вот так: всем родом собирались. Ведь в большинстве случаев повод для этого у всех один — похороны…

И то… все ли приедут. Время говорят, не то…

А река всё течет и течёт.

Изображение

Далее, в специально отведенном месте на берегу устраиваются традиционные силовые состязания. Богатыри земли русской перетаскивают бревна на дальность, устраивают скоростной распил бревен и валят друг друга на руках.

Изображение

А потом снова песни…

Представьте, белая ночь, тихое дыхание могучей реки, горящий Север (солнце в это время закатывается ненадолго на Севере), отблеск костров у самой кромки воды, дым и туман окутывают берег и из этой пелены слышатся десятки протяжных красивых песен-всё это погружает в какую то иную реальность происходящего, словно стирается грань между явью и туманным сном, между тенями и людьми, прошлым и будущим, старым и новым…

Изображение

Предельно интересно наблюдать, как эти люди, не просто сохранили в сундуках свою традицию и покон, а продолжают эти обычаи в наши дни, поют песни, варят кашу, собираются на праздники, водят горки, хороводы.

Несмотря на все лихолетья и суровые годы, они, как могут, как получилось, но донесли до наших дней всё это богатство.

И продолжают это делать не 50 лет и даже не сто, а около 470! Это примерно 20 поколений, бережно передают своим детям как жизнесохраняющую ценность: свою веру, свои знания, свой опыт, свои устои и обычаи.

Честь им и хвала! Ведь несмотря на стремительное движение времени, они двигаются вперед, взяв с собой в багаж самое ценное, просеянное через сито веков-наследие, которое, хотим заметить, не является грузом, оттягивая назад, а позволяет двигаться уверенно, здраво и по совести вперёд.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.