​Роспись дома на русском севере

Изображение

Дома с росписью составляют особую группу памятников народной культуры.

Они представляют удивительный образец соединения рациональности и духовности, в котором созревали и отражались представления народа о6 удобстве, пространстве уюте и красоте.

Праздничное и чуткое восприятие мира, характерное для русского народного искусства, отразилось и в декоративном убранстве традиционного жилища Русского Севера, а также в характерных особенностях исторически сложившейся национальной психологии и ментальности.

Изображение

Распространение домовой росписи совпадает с регионами, где бытовала роспись по дереву предметов крестьянского быта.

И хотя росписи северного крестьянского дома привлекли к себе заинтересованное внимание исследователей, художников и любителей народного искусства еще на рубеже XIX-XX веков, однако и до настоящего времени они весьма скудно изучены.

И не смотря на это, о росписях крестьянского дома можно говорить как о явлении, бытовавшем и характерном для районов Прикамья, Среднего Урала, Сибирского Зауралья, центральных районов Западной Сибири.

Изображение

Огромное количество расписных домов, принадлежавших, как правило, богатым крестьянам, было уничтожено в годы коллективизации и в последующее время. К тому же естественное старение деревянных строений, изменение эстетических вкусов сельского населения способствуют исчезновению этого рода памятников. К нашему времени их, разбросанных по огромной территории Севера, осталось ничтожно мало и число их стремительно уменьшается с каждым годом.

Применение росписей в интерьере русского северного дома взаимосвязано не только с решением жилого пространства.

В пределах интерьера избы роспись способствовала как делению его на функциональные зоны, так и расставление акцентов на важнейших частях интерьера и даже отражала воззрения, характер и внутренние посылы хозяев.

Изображение

Основное внимание живописца занимала дверь, деревянное обустройство печи с голбцем, полати, перегородка-заборка, красный угол с простенками, потолок. Тут сохранились наиболее древние композиции — солнечные круги и мотивы древа жизни, свидетельствующие об отношении к очагу как источнику жизни.

В росписи ставней и дверей преобладают парные изображения птиц и зверей, изображения древа жизни, что связано с функцией оберегов, им приписываемых. Яркие красочные орнаменты с цветами, птицами предавали интерьеру праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы.

Стены под божницей декорировались скромнее, вероятно потому, что они не должны были отвлекать внимания от икон.

Эта характерная для северного дома система расположения росписей в интерьере могла варьироваться в зависимости от района, местных особенностей и пристрастия жителей домов или самих художников. Роспись делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками).

Роспись крестьянской мебели очень декоративна, немногословна, цветовая палитра ограниченна, но гармонична по колориту. Для росписи интерьера фон обычно делали одного цвета, узор по нему шел чаще всего цветочный. Некоторые сохранившиеся фрагменты такой росписи имеют подписи мастеров и дату исполнения. Обычно в деревнях редко помнят имена этих мастеров, так как они чаще всего были пришлыми.

Чаще всего украшали плоскости обшивки печи с голбцем (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), заборки, шкафы-поставцы, залавошники для посуды, судницы в несколько створок, воронец, полку для икон в красном углу и другие детали.

Также расписывали входные двери, столы, люльки. Дополняли весь это комплекс росписи мебели и расписные сундуки; зимой у входа на специальном выступе лавки вешали хомут, деревянные части которого покрывала роспись; на лавке, освещенная светом из окна, красовалась прялка; на полках над окнами стояла деревянная посуда с росписью.

Изображение

В народной памяти тщательно сберегались значения наиболее распространенных живописных образов, связанных с обрядами, фольклором и с песенным творчеством русской деревни. Эта память хранила и исторические и иконографические сведения, большое число символов относится к языческим представлениям и воспоминаниям, а также к христианским образам и сюжетам. Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и зависели от ее сил. Это — многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих ее явлений из жизни человека.

Изображение

Также высокий художественный интерес представляют и декоративные росписи фасадов изб Русского Севера. Роспись была очень крупной, броской, яркой по цвету. Часто применялся узор в цветную шашку, очень любили писать цветы, и иногда гладь фронтона превращалась в изображение пышного сада. По обе стороны светелочного окна вписывались декоративные фигуры львов, а иногда изображались хозяин и хозяйка дома, как бы стоящие на балконе. Но многие из этих декоративных росписей уничтожило время, и до нас дошли только отдельные фрагменты. Лучше сохранилась роспись крестьянских интерьеров.


ИСТОЧНИКИ:

Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву: из собр. Загор. гос. ист.-худож. музея-заповедника / О. Круглова. — 4-е изд., перераб. — М.: Изобразит. искусство, 1983. — 26 с.: ил., 79 л. ил.: цв. ил.

Мильчик, М. И. Росписи крестьянских домов на Ваге: традиции и новации / М. И. Мильчик // Народное искусство. Исследования и материалы: сборник статей / Гос. Рус. музей; сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская; [фот.: В. Ф. Дорохов, М. И. Мильчик]. — Санкт-Петербург: Palace Edition: Издатель Иозеф Киблицкий, 1995. — С. 25-41: цв. ил.

Мильчик, М. И. Расписные дома Каргополя / М. И. Мильчик, Е. В. Шевелева // Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования: [материалы IX науч. конф.: 15 — 18 августа 2006 г. / науч. ред.: Н. И. Решетников, И. В. Онучина]. — Каргополь, Архангельская обл.: Каргоп. гос. ист.-архитектур. и художеств. музей, 2006 (Вельти). — С. 397-412. — Библиогр. в примеч. в конце ст. — Из содерж.: О мастерах росписей Каргополья. — с. 405-410.

Севан, О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера / О. Г. Севан. — Москва: Прогресс-Традиция, 2007. — 215 с.: ил

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.