​Зюзя. Персонифицикация мороза в белорусской мифологии

Изображение

Зима – самая суровая пора года. Её приход в народной традиции окутывался интереснейшими воззрениями, мифологическими событьями и персонами.

Время тишины и спокойствия, отдыха земли после рождения урожая и всей природы в целом. Время морозов и метелей, белого снега и долгих тёмных ночей. В то же время зима открывала людям некоторые возможности недоступные в другие поры года, закаляла их тела и дух, подкрепляла мировоззрение важными событиями и праздниками.

ИзображениеМороз – персонифицированная природная стихия многих славянских народов. Его приход окутывался особой торжественностью и сакральностью. Особое место в народных поверьях он занимал у белорусов. Его диалектное имя осталось в памяти народа до сих пор.

Зюзя — мифический персонаж (известный местами и на Украинском Полесье), воплощающий зимнюю стужу, а так же календарный период от Коляд до весеннего равноденствия.

По фольклорным известиям XIX в., Зюзя представлялся седым дедом, низкого роста, с длинной бородой, босым, в белой меховой шубе, без шапки, с железной булавой в руках. Его дыхание — сильная стужа. Его слезы — сосульки. Иней — замерзшие слова. А волосы — снежные облака.

Верили, что большую часть зимы он проводит в лесу, но временами заглядывает в деревни, принося туда сильную стужу. Разозлившись, Зюзя бьёт булавой по пням и деревьям, тогда начинаются сильные трескучие морозы, которые сковывают реки, озёра, ручьи и лужи льдами. А если он ударит булавой по углу избы — непременно треснет бревно.

Зюзя очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец. В зимнее время его влияние на природу настолько велико, что даже Солнце робеет и перестаёт греть землю.

Изображение

Картина: Зюзя в деревне.

Снежная морозная зима в представлении земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию Колядных или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «кликанья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй («Зюзя на дварэ – куцця на стале»). Часто хозяин бросал первую ложку каши за окно, приговаривая: «Мароз, хадзі куццю есці!» На ночь на улицу выставлялась тарелка каши – угощение Зюзе.

Семантика имя Зюзя прозрачное. Оно связано с такими белорусскими словами, как зюзець — мёрзнуть, азызнуць – мёрзнуть на холоде. Сравнение «как зюзя» или «в зюзю», вероятно, относится к горьким пьяницам из-за подобия их красного носа на красный нос Зюзи.

Изображение


Источники:

— Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік. / C. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч і інш. – Мінск «Беларусь», 2004 г. – Зюзя.
— Мароз Марозавіч, ён жа Зюзя // Народная газета, 15.02.2011 г.
— Белорусские народные поверья. / П. Древлянский – Журнал Министерства народного просвещения, 1846 г.

М. А. Нікіфаровіч

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.