​Женитьба Церешки – старинная обрядовая игра белорусов

Изображение

Женитьба Церешки (Жаніцьба Цярэшкі) – старинная белорусская народная игра, приуроченная к празднику Коляды. Первоначальная её функция познакомить поближе неженатую молодёжь, помочь примерить на себя роль семейных людей. Игра была крайне популярна на севере Беларуси и являлась неотъемлемой частью зимних святок. В упрощённых вариантах она сохранилась в некоторых районах Витебской и Минской областей.

Суть игры — сыграть шутливую свадьбу с имитацией свадебных обрядов, обилием народных песен, танцев и шуток. В начале определяется место проведения – чей либо дом или корчма. Молодёжь стягивается туда, каждый несёт с собой что-то для импровизированного «свадебного» стола. Когда всё готово начинаются пляски под музыку. Часто бывает, что с какой девушкой парень танцевал, с той и «женит Церешку». Выбирается сватья – девушка которая побойче. Она ставит играющих в два ряда, с одной стороны парней, с другой – девушек, и начинает сватовство, которое сочетается с парными танцами. Сватья берёт одного из парней за руку, выходит с ним на середину и запевает особый куплет:

«Цярэшка валочыцца,
Бо жаніцца хочацца;
Ён туды-сюды зірнёць,
Дзе мілу сваю найдзёць.
Валочыцца, выглядае,
Хто к яму любось мае.»

Изображение

Музыканты в это время играют, а стоящие по сторонам участники хлопают в ладоши и в ответ поют:

«Цярэшка, Цярэшачка!
К маей хаці сцежка
Бітая, таптаная;
Я ў мамкі каханая.»

Пройдя раза три-четыре взад и вперёд, сватья выхватывает одну из девушек и вручает её парню. Сватья отходит в сторону, а эта пара начинает плясать под пение хора:

«Цярешка хадзiў, блукаў, —
Ён жаны шукаў, шукаў,
Каб была пригожая,
Хоць куды дык гожая.
Узяў сабе дзевочку
Як тую пралесочку,
Тонкую, высокую,
Ліцом белаліцую.»

Изображение

Если сосватанный парень девушке не нравится — то она ловким движением увёртывается от него и убегает в ряд своих подруг. «Муж» старается её поймать, а девушки закрывают, при этом поют:

«Цярэшку бяда стала:
З кім яго жана спала?
Пад дубам зялёненькім
З казаком малодзенькім.»

Изображение

Парень ни с чем отходит на своё место. Если же молодые люди чувствуют друг к другу симпатию или не желают обращать на себя внимания, то они отходят в сторону и становятся рядом, отдельно от тех, которые ещё не женились. Тогда сватья снова выступает на сцену и таким же порядком, как выше описано, соединяет новую пару. И так до тех пор, пока всех не переженит. Все это пересыпается остротами, шутками, прибаутками как по адресу сватьи, когда она сделает неудачный выбор, так и по адресу «молодых».

Изображение

В иных местах сватьи не бывает. Во время плясок формируются пары и выбираются «батька и матка» мужа – обычно это хозяева хаты, к ним, сидящим в красном углу, жених подводит невесту и сообщает о желании жениться:

"— Тата, мама, хачу жанiцца!
— Жанiся, сынок, жанiся, толькi цi ўмее твая дзеўка ткаці-праці, дзетак даглядацi?
(Ну, кто же будет свою невесту выставлять в плохом свете? Даже, если она толком ничего и не умеет делать).
— Умее."

Изображение

Пока «родители» рассматривают свою будущую невестку все принимаются танцевать вокруг «молодых». Так, как по правилам игры они должны быть против, — начинаются громкие и обстоятельные обсуждения. Мол, невеста не так хороша. Завязывается дискуссия со стихами, шутками, прибаутками. В результате родители всё же уступают молодым и пара считается сформированной. Когда все желающие переженены, начинаются парные пляски с песнями:

«Мая-ж ты жанулечка,
А я-ж твой мужулечка!
Мы-ж будзем на свеці жыць,
Мы-ж будзем дзяцей пладзіць;
Мы-ж будзем гарэлку піць,
Мы-ж будзем дзяцей жаніць и пр. …»

По окончанию песни девушки должны ускользнуть от своих мужей, а те их ловят, ищут. Когда все девушки пойманы, та же процедура повторяется снова, только уже убегают парни, а девушки всячески пытаются их поймать. Натанцевавшись и наигравшись все приглашаются к «свадебному» столу. За столом молодёжь ведёт себя так, как обычно ведут на свадьбе — поднимают тосты за молодых, целуют друг друга, дарят символические подарки, поздравляют сватью и родителей. Расходятся поздно, далеко за полночь. Если какой-нибудь девушке нужно возвращаться домой без знакомых и соседей, то новый «муж» обязан провести свою «жену».

Изображение

Эта игра в женитьбу служит как бы прелюдией к предстоящему брачному сезону, который начинается с Зимнего свадебника (конец зимних святок) — начало будничных хлопот и малой свадебной поры, длится до масленицы.
Многие пары впоследствии действительно соединяются брачными узами. В этой игре, по-видимому, отразились пережитки древних брачных отношений и обычаев, имевших, вероятно, связь со временем святок.

Изображение

С самой игрой всё ясно, остаётся один вопрос, кто же такой этот Церешка (Цярэшка)? Исследователи не могут дать конкретного ответа на вопрос касаемо этого мифологического персонажа. По одной из версий Церешка одно из имён сказачного деревянного мальчика – куклы, который ожил на радость своим бездетным «родителям». Можно допустить, что в древние времена обрядовая игра проводилась при деревянной резной фигуре некого Церешки, опекуна молодых семейных пар. В фольклоре остались не чёткие следы наличия такого изделия: «Цярэшка жанiлася ды з печы звалiлася, галава разбiлася» или «на крошкi разбiлася», что может случиться с деревянной или керамической статуэткой.

Изображение


Фото: Александр Васюкович vk.com/album-7236867_209921331

Источники:

  • Жаніцьба Цярэшкі. Акадэмія навук Беларусі. Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і
  • фальклору. — 1993 г. — стр. 94
  • Беларускі народны каляндар. Васілевіч Ул. А. — 1992 г. — стр. 554-612
  • Каляндарны год у абрадах і звычаях. Валодзіна Т. В., Кухаронак Т. І. – 2015 г. – стр. 27-30
  • Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік. Санько С., Валодзіна Т., Васілевіч У. і інш. – 2004 г. – стр. 546
  • Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. Редкал. І. П. Шамяк і інш. – 1989 г. – стр. 194

Автор: М. А. Нікіфаровіч

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.