​Фольклорные жанры – У истоков колыбели русской цивилизации (Эпос)

Изображение

Формирование языка, собственной системы образного и знакового мышления, исключительно значимая веха в развитии истории каждого из народов. Ввиду этих культурных открытий, человек обретает прежде мифологическое мышление, мифологическую картину мира, эпос, фольклор, который во всем своем величии, после, делится на фольклорные жанры, о которых сегодня и пойдет речь в нашей статье.

Фольклор — система систем. Как и литература, он делится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды — делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объема выделяются малые жанры.

Жанр — основная единица изучения фольклора. Каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической традиции жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многие жанры универсальны (например: пословицы, загадки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании.Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой художественной системой.

Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древнерусской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету классического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих.

С самого раннего детства, человек постепенно погружается в культурный океан текстов русского фольклора, безусловно, эпические фольклорные жанры в этот период берут верх. Подкрепляя и досконально объясняя ребенку специфику основ: мифологического пространства, правил поведения в нем, особенности культуры и бытовой жизни его народа, героики и отношению к родной вере.

Эпический фольклор – можно условно поделить на две категории текстов, стихотворные (былины, исторические песни, духовные стихи) и прозаические (сказки, предания, легенды, суеверные рассказы).

Потребность народа реагировать на исторические события, давать свою оценку тем или иным историческим лицам обусловили формирование эпических жанров крупной формы: былин и исторических песен.

Изображение

Былины делятся на циклы: Киевский (в центре богатыри-ратники Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), Новгородский (былины о Садко, Василии Буслаеве), Брянские и Южнорусские. Более общее деление связано с магистральными сюжетами и идейными центрами каждой группы – архаические, героические, социально-бытовые.

Былине присущ особый песенно-эпический способ отражения действительности и соответствующая композиция: запев, зачин, основная часть, концовка.

Стих былины связан с напевной речью — речитативом, часто используется перехват. Великий миф о былинном сказителе, с гуслями, на самом деле навеян нам советским собирательным образом сказителя-Садко, и карело-финским эпосом, где Вяйнемяйнен действительно, выделал из щуки себе кантеле, чтобы сказывать свою историю. На деле, былинная традиция на Руси, существовала отдельно от инструментальной.

Другая важная особенность былины — то, что в отличие от сказки, события былины воспринимались самим исполнителем и слушателями как действительно происходившие. Былина – жанр сакральный, передающий поколению мудрость бытийности богатырей, их духовных практик. Зачастую народ сквозь текст былины, ощущал и перенимал несгибаемость решительности русского воинства, ощущая его величественную героику рядом с собой. Сказитель, погружаясь в былинный текст, уводил ритмикой текста и таинством образов слушателя вслед за собой в далекие эпические времена настолько, что порою, они воспринимались как истинно существующие.

Другой не менее известный нам жанр — сказка, прозаическое повествование с элементами фантастики и авантюризма.

В древние времена, когда сказка только зародилась, сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд инициации. Сказка была особой формой посвящения в святую святых – основу мифологической картины мира.

Поэтому и сказки бывают разные. Самые древние из них, сказки о животных. На ранних этапах развития культуры люди верили, что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное могло отождествляться с тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно и важно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.

Однако постепенно человек освобождался от страха, и на смену ему приходил смех. Животные наделялись постоянными качествами, характерно и качественно в последствии, изображавшие те или иные народы.

Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое объяснение.

Изображение

Так, например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных действительно не съедались и не уничтожались, а закапывались.

Иногда только из сказки ученые и могут почерпнуть знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности.

Другим видом сказок были бытовые сказки. Для сказок – бытовых – характерны иные сюжеты: осмеяние злых, жадных, да богатых. В бытовых сказках действуют люди, но они тоже наделены определенными, никогда не меняющимися чертами, например: солдат – всегда храбрый и сметливый, он обязательно найдет способ посмеяться над трусливыми и жадным попом или стариком и наказать его.

Удивительное в этих сказках то, что в них вполне реальные жизненные конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную сюжетную реализацию.

Невероятность и занимательность сюжета особенно ярко проявляется в волшебных сказках, где развитию необыкновенного сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа.

В волшебных сказках действуют цари и царевичи, короли и королевичи. Эти сказки нередко начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею. Уже одно такое начало сразу говорит о том, что речь пойдет в сказке не об обычном, а о чем-то необыкновенном. Часто главным героем волшебной сказки является простой человек (солдат, крестьянский сын и проч.), совершающий что-то особенное.

Сюжет волшебной сказки начинается с необычайного события, в котором главную роль играет какое-нибудь волшебное существо, обладающее чудодейственной силой.

В волшебной сказке происходит много событий, герой (или героиня) обязательно должен избыть какую-то беду, и в этом ему помогают волшебные существа или предметы. С их помощью герой выполняет трудные задания? Каждое – труднее предыдущего. Для этого герою иногда приходится менять свой облик – превращаться. Но герой обязательно должен добиться желаемого – сюжет сказки обычно заканчивается свадьбой.

Особым местом в корпусе жанров эпических фольклорных текстов занимают предания, легенды и сказы. Для рядового современного человека, скорее всего, при упоминании этих слов в одном предложении возникнет внутреннее противоречие, а нет ли тут тавтологии? Не все ли эти термины говорят об одном и том же? Конечно, это не так. Начнем по порядку.

Предание — устный рассказ в эпическом роде о реальных или возможных событиях прошлого. Иногда основан на рассказах очевидцах. Данный жанр из-за примесей вымысла близок к сказке и легенде.

Однако легенда представляет из себя несколько другое восприятие текста. В основе этого эпического жанра лежит фантастический образ, чудо. Может совмещать в себе элементы мифа, предания и сказки. Легенды делят на религиозные и социальные.

Когда сказ есть повествование о событиях от лица рассказчика, не совпадающего с автором. Лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.

Изображение

Тем самым мы видим целые три подхода к отражению в народной памяти историко-мифологического событийного ряда. С абсолютно отдельной формой восприятия себя внутри текста, допустимости погружения и вольности трактовки.

Так каждый раз находясь у колыбели собственной цивилизации, человек обретает глубинные смыслы. Обращаясь к образам глубины эпической поэтики, память народная, передаваясь изустно, хранит в себе основы культурного бытия.

Владимир Гуськов 


* Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора




ИСТОЧНИКИ:

Гусакова О.Я. Детская литература. Ч. 1 Фольклор: учебное пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению

44.03.01 «Педагогическое образование». – Саратов, 2019 – 96

Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / П. А. Гринцер. — Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994.

Румянцева С. Нравственность в русской народной премудрости и иносказательности. — LAP Lam­bert Aca­d­e­m­ic Pub­lish­ing, 2012. — ISBN 978–3‑659–21493‑6.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.