Андрей Туполев — великий русский авиаконструктор
Сегодня — 10 ноября 2024 года исполнилось 136 лет со дня его рождения, и это повод вспомнить о жизни и вкладе этого гениального конструктора в авиацию нашей страны.
Андрей Туполев — патриарх советского самолетостроения
Андрей Николаевич Туполев — один из самых выдающихся авиаконструкторов XX века, чьи достижения определили развитие советской авиации и оставили значительный след в истории мировой авиационной техники. Под его руководством были созданы десятки уникальных самолетов, на которых установлены многочисленные мировые рекорды и совершены легендарные исторические перелеты.
Рождение легенды
Андрей Туполев в юности
Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года в небольшой усадьбе Пустомазово, находившейся в Тверской губернии. Он был шестым из семи детей в семье.
Его мама, Анна Васильевна, была дочерью судебного следователя из Тифлиса. Она была хорошо образована, знала несколько языков, прекрасно играла на рояле, занималась всем домашним хозяйством и самостоятельно дала детям начальное образование. Отец, Николай Иванович Туполев, был из сибирских казаков, родом из Сургута. Трудился нотариусом окружного суда, но не любил свою работу, а потому приобрел небольшой земельный участок, обосновался на нем и стал вести сельское хозяйство. Семья Туполевых при этом жила довольно скромно, чтобы прокормить всех детей.
Семья Туполевых
С ранних лет у Андрея проявился интерес к технике и науке.
С 1901-го года Андрей Николаевич обучался в тверской гимназии, о которой впоследствии писал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако, хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников. В Пустомазове у меня не было никаких игрушек. Они стоили дорого, и я мастерил их сам из дерева. А в гимназии был уроки ручного труда. Здесь я мог заниматься столярным ремеслом, некоторые мои вещи даже попали на выставку. Учась в гимназии, я понял, что люблю технику, понял, что мне нужно идти в этом направлении». Осенью 1908-го года Андрей Туполев удачно сдал экзамены в два учебных заведения Москвы: Институт инженеров путей сообщения и ИМТУ. Он выбрал ИМТУ.
О первых годах в Москве Андрей Николаевич вспоминал: «Денег постоянно не хватало. Один раз стало совсем худо, и тогда я решил заложить свое плохонькое пальто в ломбард. Я искал ломбард, и мне казалось, что все смотрят на меня, на пальто под мышкой. Я так и не смог найти ломбард и вернулся в тот день голодный. К счастью, на следующий день, пришли три рубля из дома».
Во время учебы в училище его особенно привлекла аэродинамика. В 1909 году, будучи студентом Императорского Московского технического училища (ныне МГТУ имени Баумана), он стал членом Воздухоплавательного кружка и принимал участие в постройке первого планера. На этом планере в 1910 году Туполев совершил свой первый самостоятельный полет, что стало значимым событием в его жизни.
Полет на планере.
В 1911 году Андрей Туполев оказался вовлечен в студенческое движение и даже участвовал в распространении нелегальной литературы. В результате его арестовали и отправили под надзор полиции в родное Пустомазово. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву и продолжить учебу, которую он с отличием завершил в 1918 году.
Начало творческого пути
В годы учебы Туполев познакомился с Николаем Егоровичем Жуковским, знаменитым ученым и основоположником российской аэродинамики. Под руководством Жуковского он углубился в науку, а также познакомился с другими будущими известными учеными и конструкторами, такими как А.А. Архангельский, В.М. Петляков, С.А. Чаплыгин.
После окончания училища Андрей Туполев начал работать в Центральном аэродинамическом институте (ЦАГИ), созданном в декабре 1918 года под руководством Жуковского. В 1922 году Туполев возглавил Комиссию по постройке цельнометаллических самолетов при ЦАГИ, что стало началом всемирно известного ОКБ Туполева. Под его руководством были разработаны первые цельнометаллические самолеты СССР, среди которых АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3) и другие. Эти машины стали важными шагами в становлении советского самолетостроения.
Первый самолет Андрея Туполева
Крутой вираж в судьбе
Карьера Туполева развивалась стремительно, но судьба внезапно нанесла ему удар. Так как он был многогранной личностью, совмещая конструкторскую деятельность с административной: 5 января 1936 года его назначили первым заместителем руководителя и главным инженером Наркомата оборонной промышленности. Он несколько раз выезжал в США и Западную Европу: изучал особенности организации заводов, встречался с ведущими зарубежными специалистами, готовил договоры для закупки иностранных новинок и лицензий, в которых тогда особенно нуждалась Советская страна.
Но вечером 21 октября 1937 года Туполева арестовали сотрудники НКВД, а затем его осудили на 15 лет лишения свободы и на 5 лет он был поражен в правах. Все, кто знал, какую роль сыграл этот незаурядный человек в создании отечественного самолетостроения, конечно, не верили в его «вредительскую деятельность».
Почти год находился Андрей Туполев в московских тюрьмах, затем около трех лет в Центральном конструкторском бюро №29 (ЦКБ-29) НКВД в подмосковном Болшеве, известном как «шарашка». Однако, даже находясь в заключении, Туполев продолжал работать и разработал проект скоростного пикирующего бомбардировщика «103», который впоследствии стал одним из символов советской авиации.
Тем не менее в условиях заключения Туполеву разрешили привлекать специалистов, и он составил список инженеров, многих из которых спас от гибели. Среди них был и Сергей Королев, впоследствии ставший знаменитым конструктором ракетно-космической техники. Во время Великой Отечественной войны Туполев был досрочно освобожден и эвакуирован в Омск, где организовал производство бомбардировщика Ту-2. Всего на фронтах войны было задействовано 11 типов самолетов, созданных под его руководством.
Послевоенные годы и реактивная эра
После войны Туполев продолжил свою работу и возглавил разработку новых моделей самолетов. В послевоенные годы под его руководством была создана серия бомбардировщиков «Ту», среди которых знаменитый стратегический бомбардировщик Ту-160. Это стало огромным вкладом в развитие советской авиации, а сам Ту-160 символизировал военно-стратегический паритет с Западом в годы холодной войны.
Перед_вылетом_на_Дальний_Восток
Его работа не ограничивалась только военной авиацией. Туполев также разработал гражданские самолеты, такие как Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144 и Ту-154, которые эксплуатировались на внутренних и международных линиях. Эти самолеты внесли огромный вклад в развитие гражданской авиации СССР.
Особое место в истории занимает Ту-95, турбовинтовой стратегический бомбардировщик, который по сей день остается на вооружении ВКС России. Этот самолет, с момента своего первого полета 71 год назад, пережил несколько модификаций, включая вариант с ядерной энергетической установкой (Ту-95ЛАЛ) и был испытан в боевых условиях, включая сирийскую операцию.
Каким он был: каждый день как последний
Ту-16
По воспоминаниям ветеранов, хорошо знавших Андрея Туполева, это был жесткий и собранный человек, не терпевший даже небольшой небрежности в работе. Но при этом его выговоры были краткими и точными и всегда по делу. В коллективе ОКБ, работавшем слаженно и самоотверженно, его авторитет был бесспорным.
Туполев с гордостью наблюдал за карьерой своего сына Алексея, который рано проявил талант конструктора и стал одним из ведущих самолетостроителей СССР. Алексей прошел путь от инженера-аэродинамика до генерального конструктора, продолжив дело отца и сохранив преемственность в ОКБ.
Коллеги Туполева отмечали его неутомимую энергию и упорство. Даже в преклонном возрасте он продолжал работать над проектами и следить за новыми достижениями в авиации, никогда не помышляя о спокойной старости.
Авиаконструктор, профессор, бывший директор ЦАГИ, а в послевоенные годы ведущий специалист ОКБ Туполева Георгий Озеров так характеризовал Андрея Туполева:«Пожалуй, самыми необъяснимыми чертами Туполева в его творческой деятельности являются совершенно неисчерпаемый запас энергии и безграничное упорство в решении поставленных задач. Я думаю, что каждый из знавших его в юности и знающих его сейчас затруднится определить, в какой период этот запас энергии и упорства больше. Создается впечатление, что, несмотря на безудержную, а иногда, я бы сказал, безрассудную трату энергии, она не только не исчезает, но каким-то неведомым путем возвращается к нему с громадным приростом. Единственным объяснением этого явления, которое мне приходит в голову, может быть то, что он настолько живет в творческом сознании и бурном кипении, что сама жизнь без расширения и возрастания этих процессов для него немыслима».
Личная жизнь
Во время Первой мировой войны Туполев работал в госпитале медбратом, там он и познакомился с будущей супругой Юлией. Вскоре влюбленные подали заявление и ЗАГС, и молодой зять переехал в квартиру тещи. Мать Юлии имела дворянские корни, и поначалу отнеслась к избраннику дочери настороженно. Ее сердце постепенно оттаяло, когда Андрей решил вопрос с горячим водоснабжением и построил печку.
Супруга стала надежным тылом в личной жизни Туполева: она помогала ему с переводами, занималась внутренним дизайном самолетов серии Ту, подбирала осветительные приборы и обивку салона. В более зрелом возрасте она была верным спутником мужа в заграничных командировках. В честь Юлии Николаевны конструктор назвал дочку и внучку.
В свободное время Андрей Николаевич занимался садом и выбирался на охоту. Любил мастерить деревянные игрушки, которыми с удовольствием играли его дети и внуки.
Наследие и вклад в авиацию
За годы работы под руководством Андрея Туполева было спроектировано более 120 самолетов различных типов, из которых около 70 строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов и совершено 28 уникальных перелетов, включая знаменитый перелет АНТ-25 экипажами Чкалова и Громова в США через Северный полюс в 1937 году.
Андрей Туполев не оставил мемуаров и, возможно, не стремился к публичной славе, но его труд и достижения говорят сами за себя. Самолеты «Ту» стали символом отечественной авиации, а его вклад в развитие авиационной науки и техники нельзя переоценить. «Туполевская» традиция в авиастроении жива и сегодня, а его наследие продолжает вдохновлять новые поколения инженеров.
Андрей Николаевич Туполев скончался 23 декабря 1972 года в Москве, оставив после себя легендарное конструкторское бюро и богатое наследие в виде десятков самолетов, которые и по сей день находятся на службе у гражданской и военной авиации. Его вклад в историю авиации останется в веках, а имя Туполева будет всегда ассоциироваться с небывалыми достижениями и неугасимой энергией служащей во благо Родине.