Подвиг панфиловцев: героизм, мифы и правда
Подвиг панфиловцев: героизм, мифы и правда
16 ноября в 1941 году под Волоколамском развернулся легендарный бой, вошедший в историю как подвиг героев-панфиловцев. Этот день до сих пор вызывает ожесточенные споры: был ли бой у разъезда Дубосеково таким, как описывала его советская пресса, или это лишь литературный миф, созданный для поднятия боевого духа?
История события у разъезда Дубосеково
В этот день под Волоколамском, у разъезда Дубосеково и деревни Нелидово, произошел бой между вторым батальоном 1075 полка 316 стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова и колонной немецких танков, пытавшихся прорваться к Москве. В результате боя танки были остановлены, и немцы вынуждены были повернуть и выбрать для прорыва другое направление. Этот факт историки в целом не подвергают сомнению.
Впервые же вся эта история подробно была написана фронтовым корреспондентом Василием Коротеевым и опубликована 27 ноября 1941 года в газете «Красная звезда» – главной газете наркомата обороны. На следующий день там же появилась большая передовая статья «Завещание двадцати восьми павших героев», написанная литературным секретарем редакции Александром Кривицким, в которой история была расцвечена множеством красноречивых подробностей. Затем на страницах газеты был опубликован очерк Александра Кривицкого «О двадцати восьми павших героях», где они впервые перечислялись поименно.
При этом ни Василий Коротеев, ни Александр Кривицкий не имели доступа к официальным документам, они писали свои очерки на основании рассказов очевидцев. А фамилии двадцати восьми убитых и пропавших без вести бойцов назвал литературному редактору «Красной звезды» командир 4-й роты капитан Гундилович – просто перечислил тех, кого смог вспомнить.
Задача всех военных журналистов в это время состояла в том, чтобы поднять боевой дух защитников Москвы, найти примеры героизма и самопожертвования, примеры силы духа, которая творит наяву чудеса. Ведь только чудом можно назвать то, что двадцать восемь пехотинцев смогли остановить танковую колонну, которая рвалась к столице.
Литературный миф или правда?
Сами споры в основном идут и о том, является ли фальсификацией сама история именно о двадцати восьми панфиловцах, широко растиражированная в советской прессе. Тех самых двадцати восьми героях, в память о которых установлен мемориал у поселка Дубосеково в Волоколамском районе Подмосковья и во многих других местах.
В 1948 году Главная военная прокуратура СССР пришла к выводу, что история о 28 героях была вымышленной. По данным расследования, в бою участвовал весь полк, понеся при этом огромные потери. Командиры 316-й дивизии свидетельствовали, что у разъезда Дубосеково погибло около сотни бойцов. Однако эти данные не были обнародованы, а само расследование было засекречено.
И только после снятия секретности подробности дела стали известны исследователям, а потом и всему обществу.
Современные споры
Сегодня спор о подлинности подвига выходит за рамки истории. Некоторые исследователи указывают, что не все из списка 28 бойцов погибли в бою. Более того, некоторые точно попали в плен. Однако это не опровергает того факта, что колонна немецких танков была остановлена.
Российский историк, академик РАН Георгий Куманев пишет:
«Оказалось, что не все двадцать восемь оказались погибшими. Что из этого? То, что шестеро из двадцати восьми названных героев, будучи ранеными, контуженными, вопреки всему выжили в бою 16 ноября 1941 года, опровергает тот факт, что у разъезда Дубосеково была остановлена танковая колонна врага, рвавшаяся к Москве? Не опровергает».
А некоторые критики опираются еще и на немецкие архивы, утверждая, что их танки прорвались через Дубосеково.
Сторонники советской версии часто указывают, что многие современные историки чрезмерно доверяют в данной истории именно вражеским документам, забывая о возможной предвзятости и пропаганде.
Отчасти можно понять и историков постсоветской эпохи: советская пропаганда вероятно вызывала у них значительное раздражение, и они стремились пересмотреть её выводы.
Исследователи того времени в большинстве своем испытывали искреннее желание делать новые открытия и развенчивать устоявшиеся мифы. Это было поколение талантливых и высококвалифицированных историков, прекрасно владеющих навыками работы с архивными материалами. Однако, в своём стремлении они зачастую ставили под сомнение всё, что было достигнуто советской исторической наукой.
Легенда как часть культуры
Пока же можно смело сказать, что история о двадцати восьми панфиловцах – это вопрос не исторической науки, а, скорее, веры. Кто-то уверен, что воспитание патриотических чувств нельзя строить на лжи или «нас возвышающем обмане». А кто-то голосует за дорогую сердцу легенду, в которую верили наши отцы и деды. И даже готов выложить свои кровные рубли на ее поддержку, ведь уже сейчас ясно одно — для миллионов людей подвиг панфиловцев уже стал неотъемлемой частью их культурного кода. Доказательством этому служит и народное финансирование фильма «Двадцать восемь панфиловцев», созданного на средства более 35 тысяч человек.
История панфиловцев остается важной не только как эпизод войны, но и как пример того, как память формирует национальную идентичность. Споры о ней, скорее всего, продолжатся. Однако ясно одно: подвиг героев — реальный или символический — стал вдохновением для поколений и доказательством силы человеческого духа.
Так что совершенно бессмысленно опровергать с помощью документов дорогую сердцу людей легенду. Тем более, что она не противоречит никаким историческим фактам, кроме поименного списка героев и, возможно, количеству участников.
* Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора