Древнерусское искусство. Иконопись. Ювелирное дело. Книжная миниатюра.


Древнерусское искусство в основном сформировалось и получило дальнейшее развитие после крещения Руси. Именно после этого важного события произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, а также в искусстве. Приход новой веры – христианства внес в искусство средних веков традиции неповторимой и возвышенной античной греческой культуры. Например, стали строиться первые каменные храмы. Одним из таких строений является возведенная в Киеве Десятинная церковь, которая поражает современников своими изысканными формами и великолепным внутренним убранством. Фрески, выполненные из смальты, мозаики, удивительной красоты иконостас и сюжетные библейские миниатюры вызывают восхищение уже не один век.

Древнерусское искусство X-XIII веков представляло собой симбиоз восточнославянской культуры скифов и сарматов. Также оно является воплощением древних традиций и архитектуры прекрасной Византии и близких по духу балканских стран. Искусство средних веков характеризуется и тем, что в нем всегда присутствовала богословская тема.


Архитекторам и художникам того времени следовало придерживаться указаний церковных канонов, которые отвечали высшим христианским принципам. В них давались пояснения, как следует изображать те или иные предметы. Строгость и даже некоторый аскетизм прослеживался в архитектуре в тот период времени. Это четко отмечается, прежде всего, в формах архитектуры. Древнерусское искусство и его основные тенденции ярко прослеживаются во фресках Софии Киевской. Это самая настоящая классическая система росписи храма средневековья, которая сохранилась до наших времен. Например, в храме на мозаике изображена Богоматерь Оранта, а также есть крупные фрески с сюжетом из праведной жизни Христа, апостолов, мучеников и проповедников. Не менее уникален сохранившийся до наших дней портрет Ярослава Мудрого, его семьи и эпизоды придворной жизни, в которых древнерусское искусство и его характерные черты зафиксированы наиболее ярко. Памятник архитектуры, выполненный в мозаичной технике, который датируется 1046 годом, в первозданном виде дошел до нас в той же Святой Софии в Киеве.


Русские мастера умело владели фресковой живописью и мозаикой. Немногие знают, что итальянское слово «фреска» переводится как «сырой». Живопись этого стиля выполнялась по еще сырой стене красками и широко использовалась при украшении храмов. Изобразительное искусство в средние века достигло своих вершин. Для Руси всегда была характерна белокаменная резьба, она стала примечательной, особенной чертой древнерусского зодчества. Ею украшали не только соборы, но и дворцы знати. Большой популярностью пользовалась резьба по камню и дереву, она также относились к художественным ремеслам. Древнерусские ювелиры славились авторским почерком и были непревзойденными мастерами серебряных и золотых украшений. Например, известен старинный оклад – шедевр из натуральной кожи, украшенный драгоценными камнями – «Остромирово евангелие».


Русь славилась своей школой иконописи. Слово «икона» дословно переводится с греческого языка как «образ». Наиболее часто на них изображался лик Христа и Богоматери, а также святых. Это обычно были тщательно выписанные, строгие лица, с удлиненным овалом лица и прямым носом и, как правило, с большими открытыми глазами. Архивы Киево-Печерской Лавры сохранили имя известного иконописца XII века, монаха Алимпия. Он принадлежал к школе греческих мастеров, иконы писал в строго регламентированной манере, но в них все равно проглядывались элементы личного мастерства и таланта непревзойденного мастера. Известны лучшие традиции Владимиро-Суздальской школы иконной живописи, которую продолжили последователи написания икон. Ими стали следующие мастерские: Московская, Ярославская, Костромская, Ростовская, Суздальская.


Именно здесь на свет появлялись удивительной красоты иконы, например, «Ангел Златые власы» «Деисус» из московского Успенского собора, икона Дмитрия Солунского, Георгия, «Спас Нерукотворный» и многие другие. Изобразительное исскуство призвано служить людям и давать возможность многим поколениям почувствовать себя причастными к истории и культуре нашей великой Родины.


Вашему внимаю, книжные материалы доступные для свободного чтения, по данной тематике:

Архитектурно-худ. памятники Соловецких островов

Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. 1944

Буслаев Ф.И. Ист-е очерки по русскому орнаменту в рукописях. 1917

Древнерусское искусство. 1988

Мартынюк А.А. Древнерусская миниатюра как исторический источник. 2004

Медынцева А.А. Древнерусская надпись на крестике из Висбю (о. Готланд). 1994

Некрасов А.И. Очерки из истории славянского орнамента. Человеческая фигура. 1913

Русский Север. Этническая история и народная культура XII-XX века. 2001

Славяне. Этногенез и этническая история. 1989

Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. 2010

Шмит Ф.И. Искусство древней Руси-Украины. 1919

Голейзовский Н.К. Послание иконописцу Иосифа Волоцкого и его адресат. Автореф. канд. дисс. 1970

Культура средневековой Руси. 1974

Лихачёв Н.П. Краткое описание икон собрания П.М. Третьякова. 1905

Лихачёв Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. Ч. I. 1906

Святитель Николай Чудотворец. Иконы XVI-XIX веков. 2011

Человек в контексте культуре. Славянский мир. 1995

Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. 1944

Свирин А.Н. Искусство книги древней Руси XI-XVII вв. 1964






Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.