Немой концерт, Осужденный, Птичий охотник, Перчаткой играть, Дорожные, Сочинитель, Нос, Заседание

Русская игра Немой концерт

Избирается знающий музыку, который рассаживает по местам находящихся в игре. Каждому игроку он дает инструменты: скрипку, бас, виолончель, флейту, кларнет, гобой, трубу, барабан и т. п.

Организующий концерт становится посредине и начинает играть на каком-нибудь инструменте, что ему придет в голову. Все остальные музыканты не играют, а только выделывают своими движениями все его пассажи, темп, расстановку и пр. Кто сделает ошибку или не выполнит, что нужно, с того взыскивают фант.

Русская игра Осужденный

Из играющих назначают кого-либо осужденным и сажают в углу комнаты на скамейку. Другой из играющих, мужчина или девушка, начинает расспрашивать тихо сидящих в кругу о том, какие кто знает за ним преступления. Собрав ответы, он объявляет осужденному: «На вас поступило весьма много жалоб, одна прекрасная особа говорит, что вы очень страстны; другая, что вы изменник; третья, что вы влюбляетесь во всех женщин.

Некто сказал, что вы играете сердцем, которое любит вас нежно»,— и т. п. Осужденный должен опровергнуть жалобы и указать на ту особу, которая его оговорила. Если он не укажет эту особу, остается еще раз осужденным. Игра начинается вновь и до тех пор продолжается, пока осужденный не узнает своего обвинителя. Фантов не берут.

Русская игра Птичий охотник

Каждый из играющих должен выбрать себе название птицы. Птичий охотник, избранный из того же самого круга, подходит к каждому игроку и выслушивает название птицы. После того как он выслушает все названия, охотник останавливается посредине и говорит: «В моем саду имеются птицы разных пород, а именно: попугай, ворона, сова, голубь, сорока». Потом он подходит к кому-нибудь и задает три вопроса: «Какой птичке вручаете свое сердце? Какой доверяете свою тайну? Какой намерены ощипать перья?»

Спрошенная особа должна отвечать на всякий вопрос: «Вручаю сердце голубке, тайну — сове, а ощипать перья попугаю». Когда охотник обойдет по порядку весь круг игроков со своими вопросами, тогда он объявляет ответ, назвав каждую особу: «Такой-то поручил свое сердце голубке, которая — девушка такая-то; но что вы, в самом деле, вручили ей свое сердце, то должны нас уверить тем, что поцелуете ее.

Такой-то доверил свою тайну сове, которая — такая-то, а ощипать перья попугаю, который — такая-то дама; но так как с прекрасным полом нельзя поступать так жестоко, то вы наказаны фантом». Нужно заметить, что кто сам себе поручит сердце, тот целует в наказание свою руку; кто доверяет тайну самому себе, тот должен ее хранить при себе.

Русская игра Перчаткой играть

Нужно бросить перчаткой в кого-либо сидящего напротив и сказать ему: «Назовите мне что-нибудь воздушное, или водяное, или земноводное»; но нужно требовать назвать что-то одно из трех этих стихий. Получивший перчатку должен отвечать немедленно. На слово «воздушный» он может отвечать: сорока, попугай, ястреб и т. п.; на слово «водяной»: рак, осетр, белуга и т. д.; на слово «земноводное»: жаба, змея, уж и т. д. Кто назовет что-то из другой стихии, тот расплачивается фантом. Получивший перчатку бросает ее со своим вопросом в другого, а этот бросает в следующего, и перчатка перелетает быстро от одного до другого, почему игра и называется «играть перчаткой».

Крестьяне. Гравюра второй половины XIX в.

Русская игра Дорожные

Из числа играющих избираются двое дорожных, возвратившихся из дальнего и опасного пути. Один дорожный должен раздать каждому из игроков по одному названию тех мест, которые он проходил и о которых он намерен рассказывать. Играющие садятся в кружок таким образом, чтобы с правой руки дамы или девушки непременно бы сидел мужчина. Дорожные садятся посреди игроков.

Первый рассказывает своему товарищу о причинах своего путешествия; потом о местах, через которые он проходил. Особа, услышавшая название места, должна поцеловать соседа, сидящего с ее правой руки.

Если бы кто поцеловал не ту особу, которую следовало, тот наказывается фантом. Когда дама или девушка не захочет поцеловать мужчину, тогда она обязана свистнуть. При этой игре допускается одно из двух: или поцеловать, или свистнуть. Товарищ дорожного строго наблюдает за выполнением всего в точности. Когда перечислены все места, оканчивается рассказ дорожных; их место занимает другая пара, и игра продолжается до тех пор, пока не наберется достаточное количество фантов.

Русская игра Сочинитель

Избрав для своего описания какой-либо предмет, например, солнечное затмение, любовь, надежду на счастье в жизни и т. п., каждый пишет свою мысль на бумаге до точки или до завершения мысли и, загнув, что было им написано. Передает писать другому о том же самом предмете, пока лист бумаги не обойдет весь круг.

Когда все запишут свои мнения, тогда разворачивается бумага и читается вслух. От сбивчивости мыслей и бессвязности изложения выходит такая бестолковщина, что невольно вызывает смех.

Русская игра Нос

Садятся гуськом, друг за другом: первый за вторым, второй за третьим, третий за четвертым и т. д. Второй закрывает своей рукой глаза первому. Кто-нибудь выходит из ряда и, подергав закрытого за нос, садится на свое место.

Тот, кого дергали за нос, должен встать со стула и искать того, кто дергал его. Если он укажет на другое лицо, то за поклеп отводят его за нос к прежнему месту. Тут снова дергают его за нос, пока он не угадает. Когда отгадает, тогда игра доходит по очереди до остальных. Фантов не берут.

Русская игра Заседание

Выбирается из колоды карт одна какая-либо масть, от туза до двойки. Карты раздаются по числу особ, и каждая карта имеет особое свое название, потому что на заседании присутствуют люди разных должностей. Туз означает воеводу, который вместе с тем — председательствующий судебного заседания; король — товарищ воеводы. Дама — жена воеводы, которая помещена здесь потому, что жены воевод иногда решали дела вместо своих мужей. Валет — сыщика; десятка — дьяка (секретаря); девятка — подьячего (помощника секретаря), восьмерка — голову, семерка — гласного, шестерка — стряпчего, пятерка — старосту, четверка — понятого, тройка — приказного, а двойка — сторожа.

Один является челобитчиком и подает жалобу воеводе, который, посмотрев на просьбу, передает ее своему товарищу, ничего не говоря; товарищ его, посмотрев на нее и не говоря ничего, передает воеводе, а эта, сделав то же самое, передает следующему. Поскольку все поступают одинаково, просьба доходит до сторожа, который, свернув ее, кладет под сукно, а челобитчику указывает на дверь. Тот, кто скажет что-нибудь при передаче, наказывается фантом.

Эта игра, измененная в фанты, вероятно, намекает на суды наших предков.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.