Жениться или замуж хочу, Соседи, Продажа холста, Костыль, Цвет, Качели, Карты

Русская игра Хорош, пригож, жениться хочу; или хороша, пригожа, замуж хочу

Носящий название «хорош, пригож, жениться хочу» подходит к девушке или даме и говорит: «Хорош, пригож, жениться хочу!» На охотника жениться часто сыплются насмешки со всех сторон. И стар он, и мал, и дурен, да какая дура выйдет за вас замуж! Иногда за шутками высказывают горькую правду, и не в бровь, а в глаз.

Некоторые желают ему жениться, а другие дают отеческие наставления оставить мысль о женитьбе, изображая супружество тягостным: холостой человек — вольная птица, или казак свободный; одинокий не тужит и не горюет и т. п. Обойдя круг, «хорош, пригож, жениться хочу» становится посредине комнаты, и рассказывает всем свою неудачу и объявляет: «Проженили молодца!» В другой раз он не захочет жениться. Если же большая часть желала ему жениться, то он, объявив об этом, просит к себе на свадьбу

Милости прошу на свадьбу мою. Я и бражки наварю, И вина припасу, И гостей назову.

Ему обещают быть на его свадьбе. Кто при обходе «хорош, пригож, жениться хочу» не будет отвечать или смеяться, не делая никаких замечаний, с того берут фант; когда фантов наберется достаточно, их разыгрывают обычным способом. С кого взяли фант, тот занимает место ходившего в кругу Если бы пришлось взять фант с девушки, то она также выслушивает мнения, говоря: «Хороша, пригожа, замуж хочу». Причем бывают или также насмешки, или желают ей поскорее замуж.

Эта игра народная, но презабавная и превеселая. Она часто досаждает тем, кому отвечают наперекор. О, как многие хотят поскорей замуж, а многие — поскорей жениться, не разбирая, хорошо это или дурно?

Русская игра Соседи

Девушки и мужчины садятся в кружок. Кто-то подходит к сидящему с краю или к сидящему посредине и спрашивает его: «Хорош ли ваш сосед?» Если он отвечает, что хорош, то спрашивает другого; кто скажет, что нехорош, то он спрашивает его: «Кто вам нравится?» — «Вот этот». Про кого он так скажет, тот должен сесть возле него, поцеловать, произнеся: «Здорово, сосед». И так спрашивают всех поочередно. Кто из соседей был назван нехорошим, тот выходит из своего места и начинает спрашивать, а место его занимает прежде спрашивавший.

Немногие могут похвалиться хорошим соседством, оттого добрый сосед — клад; с таким соседом встречаются по-дружески, желают иметь его в соседстве и дорожат им.

Русская игра Продажа холста

Садятся в один ряд девушки и мужчины. Один кто-либо, обращаясь к первому сидящему, говорит: «Не угодно ли холст». «Угодно».— «Сколько?» — «Один аршин». После этого он дает покупателю какое-либо прозвище, например, «вилки в затылке, тарелки во лбу». Потом подходит к другому и дает прозвище: «через забор взглянул, собор проглотнул»; к третьей: «из затона бежала, в кармане лапшу держала»; к четвертой: «без стыда замуж хочу»; к пятому: «без стыда жениться хочу» и т. д. Когда раздаст всем прозвища, тогда обращается к первому: «Пожалуйте за холст денежки». Первый отвечает: «Вилки в затылке, тарелки во лбу».

Что бы ни говорил заправляющий деньгами, первый должен отвечать ему одно и то же, не смеясь и не переиначивая своего прозвища. В противном случае берется фант. Таким образом спрашивается у всех поочередно. Потом, когда фанты набраны, разыгрывают их. Причем заправляющий деньгами, разнося фанты, спрашивает, кому что угодно скушать, выпить, сделать и т. п. Сколько раз он спрашивает, столько раз должен целовать, пока не поручат ему что-либо выполнить.

Много есть охотников, берущих в долг и, конечно, редко отдающих. Продавец вымаливает тогда деньги за свое же добро и очень часто ничего не получает. Ему остается довольствоваться одним ласковым обнадеживающим словом «завтра».

Русская игра Костыль

Садятся мужчины и девушки. Один кто-либо из играющих выходит на середину комнаты с палкой в руке, опираясь на нее, представляя костыль. Сидящие поют:

Уж и так ли я коститься могу; могу,16

Уж и так ли я пройтиться могу.

Я могу, могу по комнатке пройти,

Я могу, могу пивца, винца испить.

Вот из винного ковшичка,

Из чарочки позолоченной.

Да к кому я, добрый молодец, прийду?

К кому костыль прислоню?

Приставлю я свой костыль

Ко золоту, ко серебру,

Ко девичью ко терему.

А я сам поскачу, попляшу,

Своих гостей взвеселю.

Вот я тятеньку с маменькою,

Милого братца со невестушкою,

А сестрицу со подруженьками.

Если стоит с костылем девушка, то поют ей то же самое, за исключением применения слов к имени:

Да к кому я, красна девица, прийду? К кому костыль прислоню? Приставлю я свой костыль Ко золоту, ко серебру, Ко мужскому ко терему. Я сама поскачу, попляшу И своих гостей взвеселю. Вот я тятеньку с маменькою, Милого братца со невестушкою, А сестрицу со подруженьками.

Кому отдают палку, тот встает с места и целует отдавшего палку; потом берет костыль, становится посреди комнаты, а ходивший садится на место вставшего. Костыль не отдают до тех пор, пока не поцелуют. Резвые еще пляшут с костылем во время пения.

Игру «костыль» разыгрывают на посиделках молодых, потому тут постоянно целуются молодые. Эта игра выражает радость счастливой любви.

Русская игра Цвет

Садятся в кружок мужчины и девушки. Один из играющих ходит в кругу и раздает названия цветов: белого, алого, синего, палевого, бланжевого и т. п., а себя называет чертополохом. Потом раздавший названия цветов говорит: «Чертополоховый цвет прекрасный, алый нехорош». Алый отвечает: «Алый цвет прекрасный, а синий нехорош».

Синий отвечает: «Синий цвет прекрасный, белый нехорош», и таким образом всякий из играющих защищает свое название. Кто не успеет защитить себя или скажет, что тот цвет прекрасный, с которого взяли уже фант, то берут и с него фант. Когда фанты набраны, их разыгрывают. Никто не хочет сознаться в своих недостатках; всякий думает и говорит: «Я хорош, а тот нехорош; у того большие недостатки, а у меня их нет». В глазу ближнего видят соломинку, а в своем — не видят сучка. Страсти заглушают рассудок.

Русская игра Качели

Внесенные здесь в число игр качели, катание с гор и на санях не составляют игр. Они — приятное развлечение, забава, потеха и веселая резвость. Они помещены здесь как предмет увеселений.

В юго-западной России были известны еще в глубокой древности калыски. Киевляне в праздники святых апостолов Петра и Павла и св. Иоанна Крестителя забавлялись на качелях. Когда же они появились у нас? Откуда они пришли к нам? Неизвестно. Мы знаем, что все восточные народы издревле любили кататься на качелях. А малоазийские греки находили в качелях особое удовольствие.

Колыски в северо-восточной России называются качелями. Слово «колыски» происходит от слова «колыхаться», а слово «качели» от «качаться», и значат одно и то же. Все сословия любят их; они строятся многими у себя дома. Нет места в России, где бы не веселились на качелях. В каком бы уголке света ни оказался русский, он не забудет их: непременно построит для наслаждения удалой своей головы, которой нередко поплачивается. В старину великокняжеские и царские дети любили особенно качели; ныне высшее дворянство чуждается этого удовольствия, но любит смотреть на веселящихся: светский этикет удерживает их от участия в народном удовольствии. Однако у себя на дачах оно устраивает их будто бы для детей.

Качели бывают разные: в виде кресел, возков, люлек, круглые, на веревках и ящиками, в которых сидящие оборачиваются через ось, описывая круг снизу вверх. Эти качели вызывают головокружение, которое увеличивается еще больше на веревочных, и чем больше опасности, тем больше потехи. Часто видишь сидящих битком на узенькой дощечке, привешенной к перепрелым и тоненьким веревкам или к трепещущим и гнущимся жердям. Сидящие держатся друг за дружку, хохочут, издеваются над опасностью и несутся под небо. Никому не приходит мысль, что они могут сорваться на лету и размозжить себе голову.

Предусмотрительность не входит в соображение весельчака, а смерть тут же вертится: он не думает о ней, он не боится ее — двум смертям не бывать, а одной не миновать. С такой философией русский любит сильные ощущения: ему давай потеху, разгульное веселье, чтобы в глазах темнело, бокам было памятно, хоть голова с плеч долой! Тут потеха его. Вокруг него неизъяснимое удовольствие и неподдельная радость, вылетающая из груди звонкой песней. Тут, на качелях, рассыпаются песни, свистят, играют на флейте или на кларнете. Нигде нет столько разнообразных качелей, как в Петербурге, и простой народ веселится здесь непринужденно, как у себя дома. В народные праздники, во время Масленицы, Светлой недели, на гулянье в Екатерингофе и т. п. обязательно устраиваются качели и горы.

Х. Г. Гейслер. Качели. Офорт. 1805г.

Русская игра Катание с гор и на санях

Катание с ледяных гор, по льду и на коньках доставляло нашим предкам не меньшее удовольствие. Великокняжеские дети имели в Кремлевском дворце свои горы и ныне их не оставляют. Царские дети, аристократы и живущие по городам и деревням — все любят кататься зимой с ледяных гор, а летом — с деревянных. Горы — чисто русская забава.

Катание на санях в хорошие зимние дни — еще гораздо большее удовольствие, как для купечества, так и дворянства. В столице хорошее общество, отправляясь за город на пикник, разнообразит его катанием на санях.

Русская игра Карты

Карты, по мнению некоторых, изобретены в Италии, а по мнению других — во Франции. Доподлинно известно, что находящиеся изображения на картах принадлежат французскому живописцу Жакемену Грингонеру, который нарисовал их в 1392г. для больного и слабоумного короля Карла VI. Некоторые думают, не без основания, что карточные изображения служили первым шагом к изобретению книгопечатания. Масти карт имели раньше особое значение, чем теперь: черви представляли духовных, пики — военных, трефи, или крести,— земледельцев, бубны — женщин, по склонности их к удовольствию.

Четыре короля представляли: пиковый — царя Давида, под которым разумели Карла VII, преследуемого своим отцом, как Давид был преследуем царем Саулом; бубновый — Александра Македонского, червоный — Юлия Цезаря, а трефовый — Карломана, императора немецкого. Трефовая дама была Мария Анжуйская, жена Карла VII; бубновая, прекрасная Рахиль, под которой подразумевали Агнесу Сорель; пиковая, Минерва,— орлеанская девушка Жанна д'Арк; червоная, Юдифь,— королева Баварская Изабелла, жена Людовика Доброго. Валеты означали оруженосцев: Ожье, Ланело, Лагира и Гектора, из них два первые были рыцари Карла Великого, а два последние — полководцы Карла VII. Прочие карты, от туза до десятки, означали воинов.

Карты занесены к нам иностранцами не ранее XVII в. Во многих отношениях нет игры столь вредной, как карты. Сначала занимались ими для препровождения времени, потом стали выдумывать и изучать многообразные игры, страсть к которым послужила причиной погибели семейств и обществ. Царь Алексей Михайлович строго воспрещал играть и велел ярых картежников подвергать наказанию, как за воровство. Петр Великий запретил военным проигрывать более рубля меди. При императрице Елизавете усилилась картежная игра. Канцлер граф Бестужев-Рюмин такую имел к ней страсть, что прославился даже за границей. Король Прусский, Фридрих Великий, называл его отчаянным картежником.

Тогда играли в ландскнехт, квинтич, штосс, фараон, макао, гальбцвельф, горку, три листика, в красную и черную, в фаро, пикет и мн. др. Игроки ставили на девятку и туза большие суммы. В старину германцы, проиграв все свое имущество, проигрывали даже жен и детей. Почти такая же страсть доминировала у наших предков, и она проникла в простое сословие, но народ одумался, стал креститься от игры, как от дьявольского наваждения, проклиная ее и игрока: «Чтобы ему не спалось два месяца, чтобы трясла его годовая лихорадка, чтобы глаза его выклевал черный ворон, белый филин и серая сова; чтобы вползла ему в чрево змея подколодная; чтобы печенку его съела бешеная собака; чтобы сердце его высохло, как кора на дереве, если кто будет играть в карты».

Простой народ, называемый обыкновенно грубым, необразованным, понял все зло от игры и пренебрег ею с негодованием. Простой народ понимает под словом «игрок» отъявленного мота, развратника, пьяницу и плута. В одной хороводной песне невеста, выбирая себе жениха, спрашивает у своих подруг:

Соседушки, собратушки, Скажите вы мне: Каков человек?

Ей отвечают:

Он пьяница, пропойца, Картежный игрок.

Этого мнения уже было достаточно для нее. Еще есть старинная песня:

Бес проклятый дело нам затеял, Мысль картежную в сердце нам всеял. Дайте нам карты, здесь олухи есть, Сенька Разин, Сенной и Гаврюшка, Ванька Каин и лжехрист Андрюшка! Хоть дела ваши громки, Прах против наших картежных дел.

В старые годы любили говорить о волшебниках, колдунах, звездочетах, видениях: говорили о том, кто видел беса и как тот учил картежной игре или отдавал аду проданную душу за деньги; говорили некоторые отчаянные, как бы они желали поучиться игре у искусного демона, даже между ними не все бывают ловкие. Все это показывает, какое имели в старину понятие о картах, особенно среди простых людей.

Названия карточной игры многочисленны. Сейчас играют в «дурачки», «свои козыри», «носки», «мельник», «мушка», «пикет», «тентире», «бостон», «гальбцвелф», «вист», «преферанс», «палки» и «банк» («фараон»). Последняя игра — самая разорительная, справедливо преследуемая правительством. В наше время так заразились игрой в карты, что мало найдете домов, где бы ни играли, и все на деньги. От бедного чиновника до сибарита, от старой дамы до прелестной девушки — все занято картами.

Куда ни войдете, почти везде играют; тот лишний в обществе, кто не отличается на зеленом поле; тот умен, кто искусен в игре. Кто знает картежные тонкости, тот имеет право указывать, поправлять, учить и стоять выше других, потому что в картежном искусстве видят какое-то исключительное достоинство. Мало обществ, где бы ни играли; тот скучен, кто станет разговаривать об умных вещах или просвещении. Есть целые места и города, которые прославились игрой в карты.

Многие из дам до того пристрастились к игре, что проводят ночи за картами, не думая о семействе; матери забывают своих малюток, а девушки не могут оставить гостей или вечернее собрание, не дождавшись окончания игры.

Часто они просиживают до рассвета. Танцевальные вечера мало занимают молодых людей; все устремляется играть, и всегда случается, что не хватает кавалеров для танцев по причине страсти последних к картам. Я сам видел много раз, что дамы предпочитали игру танцам. Находятся некоторые из дам до того пристрастившихся к картам, что даже во время болезни занимаются ими. Есть праздные и легкомысленные молодые люди, которые занимаются картами как промыслом; многие из них впадают в бедность и нищету от проигрышей и наконец делаются пьяницами и развратниками. Есть примеры, что дети с семи лет приучаются к игре: сначала для препровождения времени, а потом для игры на деньги. Такой страстью очумлены многие семейства, которые от этого разоряются и гибнут.

Нередко злонамеренные игроки составляют свои сообщества, ловят неопытных картежников и обирают их до последнего. Неопытные попадаются им в сети и погибают. Если приглашают кого-либо на чашку чая, то это значит для игры, и того приглашают, кто играет. Просвещенный человек не годится им, добрый и умный — не их прихода. Кажется, что больше занимаются картами, чем науками. Отчаянным игрокам нипочем проиграть несколько тысяч и более. Между тем, если бы сотая часть из проигранной тысячи была ими уделена на общественную пользу, на просвещение, науки, о, с какой благородной гордостью можно бы было указать на таких любителей наук. Ими достойно бы хвалились современники, а отдаленное потомство не забыло бы их. Увы! Столько на свете богачей, и столько добра многие из них проигрывают! Не заслужив доброго имени, отчаянные игроки часто умирают в нищете и в презрении.

И те, кто явился причиной их бедствий, не имеют ни малейшего к ним ни сострадания, ни человеколюбия. Проигравшиеся оканчивают жизнь в мучениях совести и голода, и губители их не подают им даже куска черствого хлеба. Ни в Германии, ни во Франции не играют с таким пристрастием в карты: там повсюду есть свои общества, где проводят время в танцах и других забавах; курят сигары, сидя за пивом, и рассуждают о предметах промышленности, торговли, о художестве, просвещении — одним словом, обо всем том, что питает сердце и просвещает ум. Я всякий раз приходил в восторг от их собраний и завидовал им.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.