Русские хроматические гусли

Русские хроматические гусли

Страница 1 из 2 (по материалам монографии В.Ф. Тропина, Л.В. Лоскутовой «Русские хроматические гусли – из прошлого в настоящее») Щипковые хроматические гусли, как наиболее редкий и сложный музыкальный инструмент- представитель достаточно обширной группы народных инструментов под общим названием – гусли.

Подробные сведения и описание народных инструментов, в том числе гуслей, изложены в работах известного российского исследователя В.И. Поветкина, которые получены в результате археологических находок в Великом Новгороде. Первые новгородцы, заселившие в середине X века эти земли, уже владели конструктивно одним из самых сложных для своего времени инструментом. Можно лишь догадываться, как долго жители Новгорода накапливали свой великолепный опыт изготовления гудков, гуслей и других инструментов.

Музыкальные инструменты древнего Новгорода изготавливались в условиях, приближённых к мастерской. При строительстве струнных или духовых, например, использовались специальные деревообрабатывающие инструменты – топор, тесло, нож, фигурные резцы, буравы, скребки, рашпили.

Если обратиться к атласу музыкальных инструментов под редакцией Верткова К.А, можно констатировать следующее: Гусли – древнейший по происхождению русский (восточнославянский) струнный музыкальный инструмент широких народных масс, скоморохов, поэтов и сказителей былин. Есть три разновидности этого инструмента: гусли крыловидные, или звончатые (яровчатые, яворчатые – явор старинное название клёна),


рис. 1

гусли шлемовидные, или гусли псалтырь,


рис. 2

и гусли прямоугольные (столообразные). Гусли прямоугольные (столообразные) – наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей с корпусом в виде продолговатого плоского ящика и крышкой; дека еловая плоская. На деке с внутренней стороны расположена система пружин.


рис. 3

Струны одним концом крепятся петлёй к струнодержателю, другим наматываются на вращающиеся металлические колки. Струны у старинных инструментов – латунные, а у более современный – стальные; басовые – обвиты канителью. Количество струн колеблется от 55 до 62.

Первоначально звукоряд их был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны расположены в два ряда: верхний и нижний.

Прямоугольные гусли бывают двух видов: с ножками или без ножек, последние во время игры клали на стол, отсюда название – настольные, или столообразные. Извлечение звука на гуслях настольных (щипковых) производится путём защипывания струн пальцами обеих рук. Звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.

рис. 4

Столообразные гусли появились в России, по-видимому, в XVII веке. Сложность конструкции инструмента, трудность техники игры говорят о том, что эти гусли могли быть созданы, и первоначально находили себе применение в узком кругу высокопрофессиональных музыкантов. В XVIII веке они были популярны в городах и усадебном быту. Для них выпускались нотные сборники, были придворные гусляры (Маньковский и Кириак Кондратович, Сазон и Григорий Черняховские, В.Ф Трутовский), на настольных гуслях играл поэт Г.Р Державин. На гуслях настольных играли представители духовенства и члены их семей (вспоминая царя Давида). В XVIII веке, благодаря своим отличным звуковым качествам, эти гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными инструментами, и даже продавались за границу. Однако массовым народным инструментом настольные гусли никогда не были.

В XIX веке гусли настольные стали забываться, т.к в Россию хлынул поток усовершенствованных иноземных струнных клавишных инструментов. На гуслях настольных продолжали играть немногие любители, также их использовали при настройке церковных хоров (отсюда название 19 века поповские).

В конце XIX века была создана оркестровая разновидность гуслей настольных с металлической рамой в Петербурге мастером Гергенсом. В.В Андреев ввёл эти гусли в состав великорусского оркестра народных инструментов. Конструкция прямоугольных (оркестровых) гуслей испытывает огромные силовые стягивающие нагрузки, вызванные натяжением струн, количество которых доходит до 62. Вследствие этого инструмент должен быть достаточно прочным, имеет металлическую раму и весит 70 и более килограмм. Такой инструмент является стационарным и используется в больших оркестрах русских народных инструментов.

Однако в конце XX века желание музыкантов и мастеров – изготовителей привело к воссозданию переносных щипковых хроматических гуслейоблегчённой конструкции (10-12 кг) со съёмными ножками. Такие инструменты изготавливались в г. Москве, мастер – В. Воков и в г. Барнауле, мастер А. Гнездилов. Число струн у этих инструментов составляло 51-52. При хорошем звучании инструмента основным его недостатком была его низкая долговечность в связи с большой нагрузкой от натяжения струн. Инструмент растрескивался, чрезмерно прогибалась дека.

Авторами была предложена усовершенствованная конструкция инструмента с учётом опыта эксплуатации предыдущих образцов.

Гусли хроматические щипковые (устройство и конструкция).

рис. 5

В начале 2000 года в тесной сотрудничестве авторов была разработана и реализована усовершенствованная модель хроматических гуслей с числом струн 56 и звукорядом от ноты «рэ» (большая октава) до ноты «ля» (третья октава). Диапазон музыкального звукоряда составляет практически 5 октав.

Инструмент, представленный на фотографии, имеет длину 1150мм, ширину 515мм, толщину корпуса между деками (верхней и нижней) 55мм и общую высоту установки от пола 675мм, при этом высота ножек составляет 600мм. Ножки быстросъёмной конструкции устанавливаются в специальные фланцы корпуса на резьбе. Как видно на фотографии, конструкция достаточно мобильная, общая масса составляет 10-12кг и переносятся гусли в специальном чехле на лямках как рюкзак, или в руке как чемодан. Ножки при этом располагаются в наружном кармане переносного чехла.

Струны устанавливаются на разной высоте, чередуясь: верхняя, нижняя, верхняя и.т.д. Сформированы струны в группах (пучках) по 7 и 5 струн. Группы чередуются 7 струн, затем 5, опять 7 струн, затем 5 и.т.д.

Ноты в группах расположены следующим образом:

  • Группа 5 струн
  • До диез – 5 струна
  • До – 4 струна
  • Си – 3 струна
  • Ля диез – 2 струна
  • Ля – 1 струна
  • Группа 7 струн
  • Соль диез – 7 струна
  • Соль – 6 струна
  • Фа диез – 5 струна
  • Фа – 4 струна
  • Ми – 3 струна
  • Ре диез – 2 струна
  • Ре – 1 струна
  • Нижние 18 басовых струн обвиты канителью.

В технологическом отношении гусли хроматические щипковые являются достойным объектом для проектирования, воспроизводства, усовершенствования развития и, что весьма важно, создаёт психологическую, эмоциональную мотивацию в технологии создания образцов этнокультуры, являясь изделием, требующим высокой квалификации в технологической подготовке мастера – изготовителя.

Корпус гуслей щипковых имеет изогнутые боковые стенки, и соответственно, накладные детали повторяют линии изгиба стенок. Это относится к колковой и штифтовой планкам

Крепление струн в виде петель осуществляется на штифтах, расположенных на левой стороне инструмента, группами по 5 шт. в каждой.

Для предохранения фигурной кромки инструмента от вдавливания струн на последней устанавливается опорный фигурный стержень диам. 3 мм. и защитный козырёк из жести.

Колки устанавливаются на правой фигурной накладной разновысотной планке, что обеспечивает установку струн по высоте на расстоянии 2,5 – 3 мм. (т.к струны расположены в 2 ряда: верхний и нижний). Материалом планки может служить бук, вяз или клён. Основное требование к материалу- высокое сопротивление раскалыванию.

Верхняя дека гуслей выполняется из резонансной ели. Толщина деки, как правило, составляет 5-6 мм. На внутренней стороне деки устанавливаются поперечные и продольные пружины.

Нижняя дека выполняется из высококачественной фанеры толщиной 4 мм. с установкой поперечных и продольных пружин на внутренней стороне деки.

Основные технологические приёмы и конструктивные решения могут быть с успехом использованы из источника № 1 стр. 227-237 (см. списоклитературы).

Корпус инструмента изготавливается из бука или берёзы с использованием стандартных столярных приёмов. В изготовленном корпусе не должно быть зазоров, пустот и.т.д. Конструкция инструмента должна иметь предварительное напряжение, что позволит подготовить инструмент к тем высоким напряжениям, которые возникают от воздействия натяжения струн. Для расчета натяжения струн можно воспользоваться формулой из источника № 1 стр. 105:

  • Т= f2 xl2 xd2 xρxπ,
  • где: f – частота колебаний (Гц),
  • l – длина струны (м),
  • d – диаметр струны (м),
  • ρ- плотность материала струны (кг/м3),
  • Т – натяжение струны (Н).

Приведённые расчеты показывают, что средние значения натяжения струн достаточно высокие и общее натяжение всех струн весьма велико, что приводит к серьёзной нагрузке на инструмент. Гусли испытывают высокие нагрузки разной направленности. С учётом вышеизложенного в рассматриваемой конструкции читатель увидит, что звуковые отверстия верхней деки выполнены малого диаметра, но в количестве 5 шт, что успешно обеспечивает замену отверстия большого диаметра и существенно снижает риск разрушения деки в опасных сечениях. Для эффективного сопротивления разрушению конструкции в зоне отверстий, в последнюю запрессовываются на клею специальные втулки.

Учитывая, что корпус и все крепящиеся на нём детали соединяются с помощью клея, следует обратить особое внимание на выбор и качество клея. Основным клеем может быть клей ПВА. Однако, на особо нагруженных участках следует вводить дополнительное усиление конструкции.

Данная статья имеет цель привлечь внимание специалистов и всех заинтересованных лиц к этому инструменту. Остро стоит вопрос об организации производства по изготовлению гуслей щипковых. Сегодня изготавливаются единицы инструментов. Просим всех, кто может помочь в этом вопросе, в том числе спонсоров, откликнуться. Необходима государственная программа поддержки и развития пока очень редкого инструмента гуслей щипковых переносных.

Рады принять предложения выступить и рассказать о гуслях, а также провести мастер-классы и серии обучающих занятий в культурных центрах, заинтересованных, чтобы у них были хроматические переносные щипковые гусли.


Список использованной литературы:

1. Комаров Н.А. Федюнин С.Н, Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. М, 1988. 272 с.

2. Вертков К.А. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М, 1964, 275 с.

3. Тропин В.Ф., Лоскутова Л.В. Щипковые хроматические гусли в этнокультуре и технологической подготовке студентов и школьников в рамках регионального компонента образования; Сборник материалов Международной конференции «Этнокультурные технологии в педагогическом образовании», Московский городской государственный университет, М. 2007.

4. Горская Н, Гусляры играют марш. «Социальное партнёрство», № 1, Москва, 2007, стр. 38-39.

5. Тропин В.Ф., Лоскутова Л.В, Русские хроматические гусли – из прошлого в настоящее. Монография. Петрозаводск, VERSO, 2007, 74 стр.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.