Что такое была для наших предков «Масленница»

А мы Масленицу дожидали…

Пожалуй, нет в нашем календаре другого такого праздника. Особняком он стоит в череде «красных» дней года.

Праздник Весеннего Равноденствия отмечают многие народы – и скандинавы, и балты, и славяне. Есть аналоги Масленицы в Германии – фастнахт с фирменными пирогами фаснетхули и глинтвейном. Есть похожие торжества в Англии, Канаде, Ирландии, Новой Зеландии. В некоторых штатах США аналог Масленицы зовут Жирным Вторником (Fat Tuesday). А во франкоязычных странах называет Марди Гра. Даже ежегодный Карнавал в Рио-де-Жанейро имеет те же корни! И все же мало в мире найдется стран, народов, которые могут похвастаться таким древним, таким колоритным и таким органичным для национального характера праздником, как наша Масленка.

Что такое была для наших предков Масленица? Конец времени. Это теперь, в XXI веке время у нас линейное, стремительное, прямое: «Время – вперед!». В крайнем случае, мы признаемся, что время наше движется «по спирали». А у наших пращуров время двигалось строго по кругу. Год прошел – время закончилось. И начнется ли всё заново, встанет ли опять завтра солнышко, все ли будут завтра живы, будет ли снова тепло, светло и сыто – большой вопрос. Так и жили от Нового года до Нового года.

Только новый год-то прежде приходился не на 1 января. А на когда? Правильно, как раз на весну. Кто-то говорит, на март, кто-то – аккурат на весеннее равноденствие. Люди, прожив годовой цикл от весны до весны, искренне переживали: а будет ли он, следующий год? Поговаривают, что Прощенный день до принятия христианства тоже был. Только люди тогда не прощения друг у друга просили, а прощались. Годовой цикл времени закончился – на всякий случай, надо попрощаться до следующего.

А, всё-таки, хочется, чтобы солнышко назавтра опять взошло, чтобы тепло вновь настало. Что же делать? Надо земле помочь. Разбудить её, пробудить природу, призвать весну. И самим людям нужно навеселиться, наяриться, наесться, напиться так, чтобы от широкого разгула все силы природные пробудились, чтобы на весь год вперед хватило. Ведь как год начнешь, так его и проведешь. Хочешь быть сытым и веселым предстоящим летом, осенью, зимой – объедайся, веселись на Масленицу! Хочешь, чтобы светило солнце, чтобы жизнь на земле продолжалась – совершай магические обряды, задабривай божества, обращайся к помощи своих предков, к помощи всего Рода человеческого.

Любого сегодня в России спроси, что такое Масленица, и все, от мала до велика, заулыбаются, вспомнят о блинах, о масленичном чучеле, о катании с горок, о песнях-хороводах… Почему именно этот удивительный праздник, чудом сохранившийся в своей целостности, дошел до нас из такой глубокой древности?

Потому что радоваться приходу весны в краях, где климат так суров, где зимы длинны и темны – совершенно естественно и понятно. И не запретили поэтому языческую Масленицу православные священники. Адаптировали в церковный календарь, нашли компромисс: передвинули Комоедицу с «закрепленного» солнечным календарем весеннего равноденствия на более холодные дни и ранние сроки – неделю перед Великим постом и Прощеное воскресенье. Неделя «мясопустная», мяса есть уже нельзя, но можно подготовиться к долгим неделям строгих ограничений неделей полной свободы. После долгой студеной зимы, после коротких дней и долгих ночей, после вынужденного «лежания на печи» и ожидания, когда же, наконец, можно будет размять косточки, наш человек бросался в масленичные гуляния как в омут головой.

И в советские годы жива была Масленица. Никто особенно не возмущался, когда на Масляной неделе хозяйки дружно принимались за блины. Даже высокие политики понимали: должна быть у людей отдушина.

Так и прошел древний праздник сквозь века, сквозь смены политических режимов, благополучно дожив до наших дней.

Как только Масленицу в народе не называли! Каких прозвищ только не придумали! Значение некоторых сейчас уже и не разгадаешь. «Катяриса», «касаточка», «бряхуха», «ясочка», «кривошейка», «покургузка», «канадуха», «полизуха», «перепелочка», «гостюшка дорогая»… А еще Масленица – «обманяка». Обещала, что гулять её – не перегулять, а на деле посту семь недель, масляной – одна.

Ну, да ничего. Вот мы ее сперва устречаем, потом отгуляем, проводим, «закатаем», а затем в ямочку «закопаем», а ту ямочку «притоптаем», и лежи себе, Масленица, весь годочек. Через год мы ту ямочку «раскопаем» и обратно тебя «раскатаем». И время наше снова пойдет по годовому солнечному кругу. Только то зерно, которое было похоронено в земле, может пойти в рост.

Весну отомкнути, зиму замыкати

К Масленице готовится начинали загодя. Где-то уже за две недели «приманивали» – разжигали костры по улицам, «приглашали» Масленицу.

Накануне начала масленичной недели хозяйки торопились убрать дом, достать из сундуков наряды. Мужики за едой в село, в город на ярмарку отправлялись. А с ярмарки возвращаешься, запасы на Масленицу везешь – тебя уже встречают. Ребятишки со старыми лаптями выбегают на дорогу, спрашивают: «Везешь Масленицу?» И попробуй ответить «нет» – забросают лаптями-то!

Как начиналась праздничная неделя, тут уж будь добр, хоть ты мал, велик, хвор ли, здоров ли, а Масленку отпразднуй. «Хоть с себя что заложи, а Маслену проводи!»

Всё во время Масленичной недели не абы как, всё осмыслено и единой цели служит.

День сравнивается с ночью и вот-вот ее превозможет. Весну хочется приблизить всеми силами. Для того славим Солнце Красное, славим победу Света над тьмой.

«Скричим Масленицу!» говорили в народе. Именно «скричим» – не «споём». Потому что масленичные заклички – это не просто песенки, а тоже элементы магического масленичного обряда. И кричат-гукают женщины на Масленой неделе особыми, пронзительными, «птичьими голосами». Кричат с возвышения, с горы, с холма, чтобы далеко было слышно. На закате солнца бросают клич в весеннее небо:

Агу, весна! Агу, красна! Пошто ты нам принесла?

Старым бабкам по блиночку, а девочкам по веночку, малым деткам по яичку!

У-у-у!

И птицы откликаются. Летят с юга, несут на крыльях весну-красну:

Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять ключей –
Пустить росу, отмыкать весну,
Тепло летичко.

И пляшут на Масленицу не просто веселья ради. По земле нужно потопать – попрыгать так, чтобы она откликнулась и ожила.

Огонь – очищающий, яростный, горячий – тоже не из баловства. В нем темные силы сгорают, старая жизнь уходит, новая начало берет.

Столб с колесом, на который самые сильные и ловкие парни лезут, костер из колес – всё это символы возрождения солнца.

Единого сценария Масленицы, конечно, не существовало. В каждом уезде, в каждой губернии справляли её по-своему. Где-то, скажем, было принято строить шутейную снежную крепость и штурмом ее брать, а в другом месте об этом и слыхом не слыхивали. В одной волости блины исконно пекли тонкие и большие, а в другой, наоборот, маленькие и пышные. Где-то холостяков наказывали «солением» – в снегу валяли, а где-то им на ноги колодки деревянные привязывали…

Однако, была общая схема масленичной недели, в которой каждый день имел свое название и свой особый распорядок. Названия, правда, тоже разнились, но суть оставалась.

Вот один из вариантов недельного распорядка:

  • Понедельник — встреча. Встречаем Масленицу весело и шумно. Хозяйки принимаются за блины, дети складывают снежные горы, играют в снежки и в «царя горы», устраивают снежные побоища. Масленицу приветствуют на все голоса: «Приехала Масленица!»
  • Вторник — заигрыши. Народ высыпает на улицы порезвиться. Игры, забавы, парни с девками заигрывают – кататься на санях зовут, и с горок вместе скатываются (хорошо покатаешься в заигрыши – в доме достаток весь год будет). Хозяйки гостей принимают. Молодые идут в гости к старшим родственникам.
  • Среда — лакомка, тещины блины. Тещенька зятя принимает, потчует. И посматривает, как тот себя за столом ведет. Ведь иной раз всего вслух не выскажешь, а показать-намекнуть можно. Вот, допустим, как зятёк блин кусает. Если широким захватом, с аппетитом смело за середину берется, значит, доволен своей женой и семейной жизнью, а если робко с краю надкусывает, есть, стало быть, о чем теще с дочерью поговорить. Что-то в семье неладно. Если во вторник на лошадях катались люди семейные, то со среды и неженатые – незамужние на забавы выходят. На тройках наперегонки разъезжают, песни поют, под гармошку пляшут. И в гости, конечно, ходят. На блины.
  • Четверг — разгул, Широкий Разгуляй, широкая Масленица, перелом, широкий четверг, четверток. Мужики выходят на кулачные бои, на «стенку на стенку». Силой и удалью мериться, всю свою мужскую стать показывать. В широкий четверг и пива можно от души напиться. И забавы в этот день мужские – на масленичный столб можно попробовать забраться, на «петушиных боях» за своего бойца поболеть, в конных бегах поучаствовать, с поединщиком в рукопашной схватке сойтись. С четверга Масленицу уже Широкой зовут.
  • Пятница — тещины вечера. Зять у тещи в гостях побывал, теперь к себе зовет: «И ты наших блинков отведай!». Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща «обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов»: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. «Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей».
  • Суббота — золовкины посиделки. Веселый день! Молодые невестки приглашали на блины своих Золовок, а после застолья и посиделок непременно одаривали родственниц, мужниных сестер. Золовке угодишь – и с мужем лад будет.
  • Воскресенье — проводы, целовник, Прощеный день. Как можно догадаться по названию дня, люди просят друг у друга прощения в этот день и, конечно, сжигают чучело Масленицы. Воскресенье – прощеный день. Народные гулянья, прощание с Масленицей, сжигание чучела Зимы. Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралась всегда толпа народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

В некоторых областях для Масленицы устраивали даже целые похоронные процессии, перекликающиеся с зимним святочным обрядом похорон «умруна». Баба могла нарядиться «попом» – надеть «ризу» – рогожу, взять в руки «кадило» – старый лапоть и «отпевать» масленичное чучело. Масленицу проносили по деревне, пели, смеялись, а потом или на клочки разрывали, или сжигали.

Две сережки, два кольца, целуй, девка, молодца!

Много масленичных обрядов было связано с молодоженами. Женихов припевали к невестам:

Перепну я речушку, перепну я быструю,
Загоню я лебедя, лебедя с лебедкою,
Лебядин Иванушка, беленький Васильевич,
Лебёдка Катеринушка, белая Николаевна…

Пропоют рядом два имени, заставят парня с девкой «сквозь строй» пройти, вот уже и деваться некуда, назвали прилюдно парой, значит, сватать надо.

Если парень или девка уже в пору вошли, а никак не остепенятся, если за прошедший год парень не женился, а девка сватам отказала, их наказывали. Могли к ноге привесить гнилую палку, кусок бревна, колодку для обуви… Тут уж или носи ее людям на смех, или откупайся от колодки.

Если парень на девку глаз положил, а решиться признаться в своих симпатиях никак не может, Масленица – самое время, чтобы ему помочь и «составить» молодых. Для них на масленичной неделе заводятся поцелуйные игры, где уж хочешь – не хочешь, а по правилам полагается девушек обнимать и целовать. Игр таких множество: «Скомарёк идет по улице», «Шла Матрёшка по дорожке», «Я на бочке сижу…», «Женитьба бахаря»…

Устраивали смотры недавно ожененных. Молодые выходили парой под руку в самых лучших нарядах. Односельчане смотрели, как супруги выглядят, насколько всё у них ладно да складно – опрятно ли одеты, здоровы ли, довольны ли друг другом.

Молодоженов хвалили, валяли в снегу, катали в санях. В сани ставили шест с лентами и бумажными цветами.

Считалось, что на Масленицу молодые жены, какие в прошедший год вышли замуж, окончательно порывали с семьей своих родителей.

Всё на Масленицу было нацелено на то, чтобы семьи складывались, чтобы люди жили миром, и род людской на земле продолжался.

Мы садилися все вместе, упороли блинов двести…

Объедаться на Масленицу – не грех. Пусть мяса нельзя, зато блины, сметану, рыбу, сладости всякие – ешь от пуза! Масленичное обжорство – всё та же магия будущего плодородия. Как будешь сыт в Масленицу, так будешь сыт весь год. Уж такие это специальные дни – люди в них позволяют себе многое, что в другое время под запретом или под ограничением. Тем более, что не за горами Великий пост. Тогда уж много недель будешь сидеть, считай, впроголодь. «Боится Масленица горькой редьки да пареной репы».

Какая Масленица без блинов? Масленица идет – блин да мед несёт. Почему-то, в последнее время закрепилось у нас представление, что блин – это символ солнца. Нет же! Блин – традиционная славянская поминальная трапеза. По церковному календарю перед Масленицей следует родительская суббота. В этот день поминают усопших. А в соответствии с дохристианскими традициями блинами и медом «угощали» духов предков. Первый блин не «комом», а «комам». И название-то у праздника когда-то было Комоедица. Комы – лесные духи, медведи, которые весной просыпаются от спячки. Их-то и нужно, в первую очередь, задобрить, угостить блинком, чтобы после долгого сна не очень свирепствовали. А потом и самим за стол садиться.

Напекла я блины на четыре сквороды!
Вы блины мои, блины, блины масленые!
Бывает, что и переберут гостюшки с угощением:
Мы садилися все вместе, упороли блинов двести.
Как кума моя, Татьяна, с блинов мечется, как пьяна.
Мы видали кум-Ягора – он икает у забора…

Как известно, блины да поцелуи счета не любят. Да, бывает, что и переберешь с угощением. А как не перебрать, когда блинов такое изобилие, что глаза разбегаются! Как с понедельника хозяйка первую стопку блинов гостям вынесла, так до воскресенья они на столе в избе не переводятся. И пшеничные, и гречишные, и ячменные, и овсяные, и ржаные… Да что там, делали и манные блины, и пшенные и даже картофельные. Где-то традиционно выпекали блины огромные, на всю сковороду, а где-то больше любили крошечные пышечки-оладушки, «оладышка-прибавышка, масленый кусок». Хозяйки хранили свои блинные секреты. Кто-то воду для блинного теста брал исключительно талую, специально топил снег, да непременно надо было набирать его на восходе месяца. Кто-то замешивал тесто на скисшем молоке. Где-то к ржаному блину могли овсяный припечь. А уж начинки придумывали – кто во что горазд! Традиционные – рыбка, икорка, мед. Делали блины с припеком, своего рода пирожки из блинного теста. Запекали в них рубленные яйца, измельченные овощи, грибы, лучок жареный. Сооружали целые блинные пироги, складывая блины стопкой и прокладывая разными начинками.

Запивать блины принято было пивом, сбитнем и, конечно, чаем.

На горах покататься – в блинах поваляться. Блин – не клин, брюха не расколет.

Закипела битва, битва беспощадна…

Зима без боя не уходит. Держится до последнего, зовет на помощь своих помощников, силы темные, холодные. То силой берет, то хитростью. Борьба Света с Тьмой, Тепла с Холодом – самый масленичный миф. Защитникам Света, войску Весны нужно постараться, показать всю свою силу и удаль, чтобы одержать верх и одолеть злую и холодную Зиму-Морану.

Как уже было сказано, не было единого сценария у Масленицы. В одних деревнях шутейные снежные городки строили, штурмовали, чучелко Масленицы у «сил зимы» отбивали, а в других не было такого обычая. Зато были регионы, где крепости из снега и льда возводили огромные. Настоящие бастионы. В Сибири, например. Там крепости были с башнями и арками, стены обливали водой, чтобы сложнее было штурмовать. Силы Зимы наступали с метлами, защитники осыпали их градом снежков. Войском весны командовал Воевода-Атаман. Ему после штурма тоже доставалось: Атамана иной раз могли и в проруби искупать.

А как в южных российских землях, где на крепость снега не наскребешь? И там «штурмы» на Масленицу устраивали. Собирались в казачьей станице девчата, вставали целой командой на скамью, палки наизготовку, а на них оравой – молодые казаки. «Кавалерия», верхом на «конях» атаковала девичий «городок». Но казАчки себя в обиду не давали – отбивались палками. Зато уж если нападавший в «городок» ворвался – всех девок мог перецеловать.

Молоко горит! Масло горит! Прощай, Масленка!

Апогей праздника – сожжение масляничного чучела. Масленка или чучелко – один из основных символов праздника. Делалось оно далеко не везде, но уж если делалось? то становилось главным персонажем Широкого масляничного гуляния.

Могли сделать Масленицу из снопа. Могли сначала сбить деревянную крестовину, а потом на нее намотать солому. Сверху надевали балахон, нахлобучивали голову, набитую сеном или ветошью, повязывали голову платком. Лица не рисовали, чтобы не «одушевлять» куклу. Вообще, старались сделать чучелко непонятным: то ли баба это, то ли мужик. Сарафан, вроде бы, бабий, а платок по-девичьи повязан. А под сарафаном, глядишь, лапоть с морковкой… Рукава разной длины. Одно слово – чучело. Божество. «Нездешний», нечеловеческий образ.

Делали Масленицу еще в понедельник, в начале масляничной недели. Ставили в сани и везли в гору. Там ее «встречали». Всю неделю Масленица принимала участие в праздновании. На улицах зажигались масляничные купальники – костры. Купала – одно из старинных названий огня. Но главный костер был еще впереди.

И вот наступало воскресенье.

Для большого костра с каждого двора несли по полену. Собирали и старьё-рваньё разное, чтобы и оно в очищающем огне сгорело. Вся деревня сходилась, чтобы посмотреть, как Масленка сгорит. В костер кидали недоеденные блины, а детям говорили: «Не будет больше блинов, молочка, маслица — все сгорело! Потерпите до Пасхи». А сами дети кричали: «Чучело, чучело! Поднимися выше! Покажи нам, чучело, что горит на крыше! С красным гребешком, с желтым хохолком, поднимись высоко, протянись далеко!». А взрослые подхватывали: «Масленица, обманщица, обманула-провела, нагуляться не дала. Уходи, зима, ко сну, призывай весну!»

Уж мы сеяли, сеяли лён, мы сеяли приговаривали…

Чучелко сгорело, похоронено. Кукла, символизирующая переход от зимы к лету, от холода к теплу «умерла», но через год она возродится. Возможно это отголоски древних мифов об обновлении мира через смерть божества? С одной стороны. А с другой – веселье вокруг горящей Масленицы, топанье, хлопанье, пляски, заклички – это всё те же попытки разбудить землю от зимнего сна. Чем больше народу проводит Масленицу буйным весельем, тем плодороднее будет земля, богаче урожай. А как догорит костер, так сажей нужно было лицо измазать. А золу разбросать по полям. Потому что непростая это зола. Особенная. От нее и земля родит, и людям на весь год достаток.

Всё в масленичных обрядах не просто так. Вот, казалось бы, простые строчки детской песенки-заклички:

Мы блинами гору устилаем.
Сверху маслицем поливаем.
Как от сыра гора всё крутая,
А от масла гора всё ястная.

Что за гора такая? Гора солнечная. Зима-то с Масленицы «под гору», а «летичко», солнышко – «в гору», «на гору». День прибывает, солнце всё выше поднимается над горизонтом. А гору эту солнечную маслом поливают, сыром устилают, чтобы весь год изобилие было.

Кстати, почему «масленица»? В чем смысл названия? Откуда такая связь с маслом? В то время, в какое этот праздник справлялся, коровы начинали телиться и давать молоко. Молока много, значит, и масла много.

А сыр на Масленицу делали особый. Еще в Петровский пост, летом молоко створоживали, делали шарики и высушивали их в печи. Получался сыр твердый-твердый, ножом не разрежешь. Потом закладывали его в берестяны – обвитые берестой горшки – и заливали маслом. И оставляли так до самой Масленицы.

С сыром еще готовили налистники. На блинчик намазывали творожную начинку тонким слоем и сворачивали конвертиком или рулетом. Начинкой для налистников служил творог или сырница. Сырница – это домашний зернистый сыр. Готовился он по сложной технологии. Ставили сырницу в мае-июне и к Масленице она была уже готова. Выстаивалась сырница в глиняных горшках, запечатанных сверху слоем масла, на земляном полу погреба.

А в масле жарили пряглы – лакомство, похожее на хворост, из пресного теста.

Так вот, неделя Масленичная получала еще название сырной недели, от такого обилия сыра солнечная гора «крутая», а от масла, которое едва ли не во всякое блюдо добавляли, гора была ястная, то есть сытная, вкусная. И само солнышко на праздник как сыр в масле катается!

Еще масленичный обряд: катание с горок. Детская забава? Теперь – да. А раньше всё было серьезнее.

С горок катались «на лен» – чтобы лен уродился длинный, льняная нить получилась крепкая. Специально лучших прях с горок спускали. Дальше прокатится – лучше пряжа будет. Еще «укатывали» на горках молодых, чтобы поскорее сложились пары и на Красную горку можно было уже сватов засылать. Веселое катание с горки – отличный повод парню поближе познакомиться с приглянувшейся девушкой.

Есть и совсем экзотичные гипотезы. В некоторых областях с горок «в шутку» спускали стариков и старушек. Быть может, это отсыл к стародавним временам, когда таким образом покойников хоронили – в речку, весной вскрывшуюся, по склону спускали, или, того страшнее, от «отживших свое» избавлялись? Хотя, с другой стороны, в некоторых деревнях молодые старикам наоборот помогали на гору подняться. Шутили: сумел на гору забраться – год еще протянешь.

По катанию с горы и себе гадали. Опытные люди на всё обращали внимание: на длину склона, на то, какие песни поют, громко ли, звонко кричат скатывающиеся. И о годе можно было судить, и об урожае, и о том, теплой ли будет весна. И о своей жизни: далеко прокатился – долго проживешь.

Ой, Маслена-мати, пусти погуляти!

Какое счастье, что мы успели! Успели перенять традицию у тех, кто еще застал времена, когда не было средств массовой информации и массовой культуры, когда культура была действительно народная, в каждой деревне, в каждом селе, на каждом хуторе – своя, но вместе – общая, настоящая. Успели записать, заснять тех, кто учился петь, играть, готовить не по книжкам, не по магнитофонным записям, а у своих родителей, бабушек и дедушек, а те – у своих, а те – у своих… Сотни и тысячи фольклористов с шестидесятых годов выезжали по деревням в экспедиции, находили самородков, народных исполнителей, а если повезет – целые народные ансамбли, не «клубные», специально собранные, а естественно сложившиеся из родственников, соседей, односельчан.

Специалисты Российского фольклорного союза продолжают постоянную, кропотливую работу, собирая, сохраняя и перенимая те крупицы народной культуры, которые еще можно найти в России.

Важно, что к РФС присоединяются молодые. Сегодня на празднике вы видите их вокруг себя. Эти ребята не просто выучивают песни и кадрили, не просто шьют себе рубахи и сарафаны, мастерят гусли и учатся играть на гармошке. Они живут в традиции. Народная культура стала частью их жизни. И справлять народные праздники, праздновать ту же Масленицу так, как делали это их прадеды и пра-прадеды, жить весь год в соответствии с народным календарем, придерживаться заповедей и принципов, каких придерживались их соотечественники столетия назад, знать историю своей семьи для них совершенно естественно. Потому что они осознают, частью какого древнего и великого народа являются. Знают, что только подпитываясь от тысячелетиями складывавшейся культуры своего народа, от родного языка, музыки, сказок, обрядов, можно находить силы для того, чтобы жить дальше. Эти ребята понимают всем сердцем смысл девиза Российского фольклорного союза: «Держаться корней».

Прощай, Масленица, обманщица! Обманула-провела, нагуляться не дала! Уходи, Зима, ко сну, призывай Весну!

Наталья Харпалёва

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.