Обряды перехода в Русской традиции

Обряд перехода — это ритуальная церемония, обозначающая и формально закрепляющая переход индивида или группы людей в новую социальную категорию и приобретение ими нового социального статуса. Концепция обрядов перехода была впервые сформулирована Арнольдом ван Геннепом в книге «Обряды перехода»; согласно его определению, обряд перехода — это последовательность церемоний, сопровождающих переход из одного состояния в другое, из одного мира (космического или общественного) — в другой. Сегодня этот термин также используется для описания различных ключевых моментов в жизни человека, маркирующих переход с изменением социального статуса.

Наиболее часто обрядами перехода сопровождаются определенные этапы, распространенные в большинстве культур. Таковыми являются: рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство, повышение общественного положения, профессиональная специализация, смерть. Каждое из этих явлений сопровождается ритуалами, у которых одна и та же цель: обеспечить человеку переход из одного определенного состояния в другое, столь же определенное. Именно поэтому так схожи церемонии, сопровождающие рождение, детство, достижение социальной зрелости, обручение, вступление в брак, беременность, отцовство, приобщение к религиозным сообществам, похороны.

В составе семейного цикла выделяют похоронный, свадебный и родильный циклы. Семейный цикл и его отдельные подциклы совершаются в определенной последовательности - порядке. Обрядовые комплексы регламентируют смену порядков в семейной жизни. Только бракоразводный процесс не был санкционирован традицией и не получил должного обрядового оформления.

Семейные обряды объединены вокруг рождения, брака, смерти и включают родильную, свадебную и похоронную обрядность. Семейные обрядовые комплексы формируются не одновременно. Раньше всего обрядовое оформление получает событие смерти - событие подлинного рождения личности. Свадебный обряд вырос из института женской инициации. Из кувады - имитативного акта символического рождения ребенка отцом - возникает родильная обрядность.

Единой основой семейного обрядового цикла является универсальное представление об обряде перехода «через смерть - к новому рождению». Ритуализированный переход из одного состояния в другое включает комплекс обрядов, состоящих из обрядов отделения, обрядов перемещения и обрядов воссоединения.

Изменение статуса человека в семейной обрядности символизируется переходом через границу — место перехода — рубеж, разделяющий «свой» и «чужой» мир. «Своим» миром могут быть семья, дом, двор, община и ее угодья. Границей могут быть межа, забор, ворота, порог, окно, река. Невидимая и непроходимая для нечистой силы граница создается очерчиванием себя кругом с крестным знамением и молитвой (с матерной бранью, со словами «чур меня»).

Граница — место соприкосновения двух миров, место священное и опасное из-за присутствия нечистой и неведомой силы. Поэтому граница была как местом совершения обряда, так и местом, куда уносились опасные предметы. Справляя свадьбы, кашубы останавливались на границе села и по дороге на венчание, и на обратном пути, при этом исполняли три танца - так закреплялся переход молодых в иное семейное положение. Возвращающиеся с погребения лужичане выбирали путь через воду и зимою даже разрубали лед, чтобы поток воды разделил их со смертью.

К статье прикреплены труды по семантике обрядов перехода в русской традиции:

  • Анучин Д.И. Сани, ладья и кони как принадлежность похоронного обряда. 1890 - Скачать
  • Арциховская Е. О колдовстве, порче и кликушестве. 1905 - Скачать
  • Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. 1992 - Скачать
  • Аспекты будущего по ЭГфм и фольклорным материалам. 2012 -Скачать
  • Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, песпективы. 1982 - Скачать
  • Бирская старина. Вып. 4-5. Малые города Урала. 2013 - Скачать
  • Буткевич Т.И. О смысле и значении кровавых жертвоприношений. 1913 - Скачать
  • Время в пространстве Балкан. Св-ва языка. 1994 - Скачать
  • Ефименко П.С. Упыри (Киевская Старина) - Скачать
  • Ивик О. История и зоология мифических животных. 2012 - Скачать
  • Ивик О. История человеческих жертвоприношений. 2010 - Скачать
  • Ивик-О.-История-загробного-мира-История.-География.-Этнография-2010 - Скачать
  • Категории жизни и смерти в славянской культуре. 2008 - Скачать
  • Концепт движения в языке и культуре. 1996 - Скачать
  • Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые. 1900 - Скачать
  • Левинтон Г.А. Славянский свадебный обряд. Автореф. канд. дисс. 1988 - Скачать
  • Максимов С.Г. Волхвы, скоморохи и офени. 2011 - Скачать
  • Миф в культуре. Человек - не-человек. 2000 - Скачать
  • Разумова И.А. Потаённое знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. 2001 - Скачать
  • Реутский Н.В. Людьи Божьи и скопцы - Скачать
  • Русский Север. Этническая история и народная культура XII-XX века. 2001 - Скачать
  • Узенёва Е.С. ТЛя болгарского свадебного обряда. Автореф. канд. дисс. 2001 - Скачать
  • Соболев А.Н. Загробный мир - Скачать

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.