Пляс и припляс. Эраст Сухановский

Бунт тех, для кого балет уже не есть «высшая стадия развития танцевальной культуры».

Душа- гармония- игра- ритм- движение- они русские – как это сделать?

Записки реконструктора.

Краткое предисловие.

Написав книгу по технике звукоизвлечения в деревенском пении, изложив голосовое правило, я «очень удивился»(не хочу материться, сейчас это делают все), что являясь всю жизнь танцором и хореографом не написал хотя бы статьи о русском танце, которым, так или иначе, занимался уже 40 лет своей 46 летней жизни. Для того, что бы разобраться в этом вопросе, мне пришлось применить весь свой 20 летний опыт усвоения результатов исследователей-фольклористов испанского цыганского танца. И если книга по вокалу требовала неотлагательной работы, так как пение сильно искажено всеми: от самых радикальных этномузыкологов до последних нархоровцев, которые еще встречаются и весьма часто, то с танцем безусловно дела обстоят не так плачевно. Все дело в танцевальной специфике. Если в пении можно переврать все: голошение – просто спеть, интервал гармонизировать по темперированному клавиру, наврать с ритмом, нотами, текстом, утрировать диалектическое произношение до кривляния, в другом случае переделать на современный лад,– все равно народ в городах не помнит – танец же вещь наглядная. Если плясуны танцуют на ногах – на руки их не поставишь. Если в каком-то движении руки поднимаются к верху, то вниз их не опустишь – это сразу заметят. Как можно: все извратить в очевидном искусстве читаем дальше…

Вступление. И … начали.

Когда человек желает что-нибудь сделать и ему все ясно – он просто берет и делает. Бывает иначе. Человек что-то просто делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. При этом ему не совсем ясно, что нужно делать, но он делает и делает это правильно, потому что так делали его отец и мать, делал дед… Долгими зимними вечерами делала родная бабка – самый теплый и душевный человек.

Бывает, человек сталкивается с этим в детстве, потом теряет и под старость, вдруг, вспоминает нечто такое, что после недолгой практики вливается в него как бы «из-ниоткуда». Бывает что-то берется из окружения и находит горячий отклик в генах. И тогда душой как губкой впитывается волшебный навык, выработанный столетиями и поражающий окружающих.

Если что-то забыто – нужно узнать, как это делается, заново. Но непреложная логика материального мира имеет свои законы. Если поломано – надо починить. Если сохранился рисунок – можно реконструировать. Расколотое – собрать как пазл. Например, горшок из черепков 300 лет назад в сердцах разбитый кочергой далеким предком над бывшей помойной ямой из-за досадной трещины в боку. А если что-то утрачено навсегда и не зафиксировано ни в каком виде? Есть лишь отпечатки. Отпечатки внешние, а внутреннее строение не сохранилось. А если «пазл» искомой формы оказывается слишком сложным? Тогда мы призываем на помощь науку, технологию, инженерию или просто молимся, сгорая от нетерпения что-то понять, восстановить и оживить.

А бывает и так – предмет еще есть. Вот он. Где-то в ходу. Он записан на видео или аудио вот только что. 10, 20, 30 лет тому назад. Как черепа, кости и не побитые молью шкуры, вот только что исчезнувшего вида тигра еще не помеченного в Красной Книге как исчезнувший вид. Возможно, где-то доживает свой век последняя особь…

Ученые тут как тут. У них уже все проклассифицировано, учтено, написаны труды, переданы на хранение туда, где они щедро пересыпаны нафталином. Они даже успели заметить некоторую тенденцию трансформации под влиянием того-то и того-то.

Что Вы говорите? Вы русский?! Вас уже похоронили в архиве и заспиртовали.

Искусство хочет жить. Каждый стиль, жанр, произведение… Для его жизни нужны здоровые, умные и душевные люди вокруг и больше ничего. Оно – нематериальное наследие. Оно, как и столетия до этого желает, передаваться в поколениях и развиваться в рамках других, порой полностью утраченных, частей этнической культуры.

Его же поторопились похоронить. Зачем?

…………

Затем, что бы не компрометировало цветущие по инерции с советской эпохи искусственные формы, внесшие свой решающий вклад в гибель подлинного.

Сила культуры и культурные подпорки.

Важным показателем культурной силы является воспроизводство форм. Сохранение их как элементов традиции. Отказники от традиции – они говорят открыто, или тихонько думают про себя, что народ настолько спился, что не может даже осмыслить, что надо сохранять и передавать. Здесь самое время для подмен и спекуляций.

А может кому-то интересно «сожрать» старшего самого толерантного и гостеприимного брата добрячка-алигофрена? Иванушку-дурачка. Заменить его самобытность на европейские «а ля «улю»» под видом: «помыть, причесать, накормить и в баньке попарить». Например, приодеть в гимнастическое трико и к станочку – поправить медвежье косолапие. Пришпилить, зачем-то, к танцу – Францию, а к вокалу – Италию, исподволь сомневаясь в ценности и жизнеспособности 100% самобытных, истинных и подлинных форм. Продавцам всевозможных «подпорок» кажется, что так делает весь мир. Хотя такое твориться только в Великой дикой России. Фламенкобайле давно отказалось от французского тренажа, при том, что балет вообще когда-то вышел из Испании. Хип-хоп-денс не использует ни гимнастики, ни американского джаза. Японцам ни когда в голову не пришло бы для восстановления древней формы единоборства или театра обращаться к китайцам или индусам. Я здесь говорю не об уличных формах, а самых что ни на есть сценических. Это дает свои результаты. Сложные мировые стилевые танцевальные направления яркие узнаваемые весьма похожи только на себя во всех своих формах и ипостасях.

Как это у них?

Например: Испания, фламенко.

1. Есть где-то подлинное фламенко. Оно бытует в народе на остаточном уровне, «танцуют бабушки, танцуют дедушки». Но, при этом – оно ценится, пользуется спросом и даже дает возможность носителям зарабатывать. Поскольку все бытующие в современности, профессиональные и любительские формы стилей фламенко весьма похожи на эти – на подлинные и ссылаются на них.

2. Пуро-фламенкоэто реконструкторское фламенко полностью базируемое на предыдущем культурном слое. Цыганское происхождение и наличие в семье подлинных носителей традиции приветствуется.

3. Школьное фламенко– собранное из материалов признанных мировых звезд и исследователей, включающее в себя множество НЕ ИСКАЖЕННЫХ (!, если точнее не «улучшенных») элементов первой позиции данного списка. Им занимается весь мир любителей фламенко из разных стран.

4. Шоу фламенко, театральное фламенко- полностью базирующееся на всех предыдущих типах усложненное и сконцентрированное для зрелищности и яркости, по-настоящему сценическое направление

5. Модерно-фламенко – современное популистское направление. Слегка разбавленное в плане музыки и пластики, выхолощенное простыми и яркими формами, близкими к современной лексике иных направлений (например контемпорари, модерн) но сохраняющее преимущественно характерный подлинный костяк.

6. Халтура для туристов. Важная статья дохода испанской экономики это туризм. Андалусийское фламенко важная и распиаренная национальная достопримечательность. Один мой знакомый пожилой холостяк накопил на камеру и поездку в Испанию. Он снял танцы хуже которых, только российские начинающие клубы. Но, не надо быть хореографом, что бы увидеть – для этих коллективов все выше перечисленное является важным ориентиром, и они к нему тянутся. Думается, что кто-то разбирающийся в испанских традициях принимает их на работу.

Надо заметить, что связь между перечисленными направлениями танца фламенко ни когда не нарушается и самое большее расхождение в лексике и особенностях составляет не больше 20–30%. При этом музыка имеет собственную градацию: пуро, поздняя, и обработанная. И может быть использована во всех перечисленных разновидностях танца. Нечто похожее происходит во многих других стилях мирового танца, кроме танца одной страны с имперскими замашками.

Походить или не походить – вот в чем вопрос.

А теперь: признайтесь себе, только честно, видите ли Вы вообще какое-нибудь сходство между деревенскими плясунами и кордебалетом Российских региональных хоров и государственных академических танцевальных ансамблей, на которых равняются все коллективы страны?

Сходство уже по замыслу ниже 50%. В результате по факту вообще около 10%. Эти конформисты долбят в одну точку, стремясь «утопить» все гвозди в крышке гроба подлинной традиции.

Вру. Вспомнил. Был в СССР один ГААНТ. Там сходство с подлинной традиционной культурой не просто просматривалось. Точнее соотношение по стилю можно передать фразой: «найдите 10 отличий». Назывался ансамбль «Жок». Базировался он в Кишенёве столице Молдавской ССР. При этом их танцы походили на Румынию ровно столько, на сколько румынская культура похожа на молдавскую.

А, ведь если подумать и вспомнить. У всех кроме нас было сходство с подлинной культурой соответствующего народа. В Прибалтике, на Украине, на Кавказе, в среднеазиатском регионе, на Севере и м.н. другие. Одни мы танцевали главным образом балет. В результате того, что балет, в конце концов, стали применять все танцевальные ансамбли СССР. Наши ансамбли стали походить на кого угодно кроме своего народа. А подлинная русская танцкультура осталась умирать в отстое и без развития в подпорченных колхозами деревнях.

Процесс подмены произошел не за год. Все бы тогда всполошились, забили тревогу и трансформациям бы пришел конец. Постепенно, день ото дня, год от года в городах России планомерно коверкалась, коверкалась и коверкалась первоначально взятая на вооружение подлинная танцевальная традиция русской деревни.

Разведение гибридных монстров.

Иной педагог тебе и про свою бабушку расскажет. Скажет: «Пахала она в хозяйстве как зверь». «А плясала тихонечко, как утица проплывет стук-стук ножкой. А вы Петрова, Иванова и Сидорова должны плясать у меня как моя бабушка пахала. (как звери) а вы мне каких-то утиц изображаете. Вы что старухи?»

Смотрите – я из деревни. Смотрите – как я умею. Но своим ученикам я это не дам. Им – балет.

От французского станка за 40 лет, как от гильотины, у кого хочешь «крышу сорвет».

Следственный эксперимент и показания преступника-свидетеля, как выяснилось – потерпевшего.

Вместо эпиграфа к этой пафосной главе вспоминается киношедевр конца советской эпохи «Место встречи изменить нельзя». Жеглов и Шарапов бесплатно катаются на трамвае, пользуясь корочками НКВД, в поисках неуловимого «нестукача» Копченого. «Вор должен сидеть» кричит Владимир Высоцкий устами своего уставшего от погони героя Глеба подло сунувшего вовремя скинутый бумажник прямо в карман, тиснувшего сей «кофэлек» Великого Карманника Москвы-46. Вспомнили.

— Зачем шельмовать-то,– присоединяюсь я к артисту Конкину. И спрашиваю,– Что украл наш пляс у управления культуры под руководством товарища Сталина? Зачем подсунули за пазуху русскому самобытному культурному явлению портмоне с французскими антраша, которому сия забава ни каким боком и ни на что, п`рстите-c, не упала.

– Пляс должен стоять! … у станка, а балет – это авангард родины Марата и Робеспьера, а ни какой не пережиток старого мира, – громогласно провозглашает наркомат по культуре. А, ваш пляс – как и вор-карманник-рецидивист Костя Сапрыкин – преследуется потому, что утаил от наших тупых деятелей свою непостижимую культурную ценность и сценический драйв. Предпочитает мошенник бытовать в простонародье, как Манька Аблигация и на сцену не идёт. Вот мы его собаку, по-мичурински с балетом повяжем, что бы знать, где яйца и за сиё хозяйство да на сцену матушку. А коли не возжелает, так мы его на кусочки порежем и с балетом перемешаем, а когда народ в городах к яйцам попривыкнет, заменим демиклассикой «а ля рус»…

А происходило это так:

  • Полтора часа классический станок,
  • 30 мин классическая середина,
  • 15 мин перерыв
  • 1 час разучка или прогоны

Так – вот. Тетки (бабки) из студ.клуба, разводившие все это, когда первый раз увидели на своей сцене Мамонова в составе Звуков – сиё привело их состояние в культурного шока. А будь у них кинопленка Мехнецова по ломанью Псковской губернии и попытайся они ее с нами разучить – они бы расцеловали его как родного. А нас бы согнали на концерт.

Когда нам не хватало сложности обычного станка, мы делали демиклассический тренаж. Была такая книжечка 100 балетных экзерсисов с красивыми иллюстрациями. В конце там есть несколько демиклассических упражнений у станка «а ля» Россия, Испания, цыгане, и т.д. Вообще-то, эта книга была написана для артистов балета и показывала им, как нужно пользоваться языком классики для демиклассической стилизации народных танцев мира в операх и балетах. Но в нашем народном по уровню назначению и, чуть было по званию, коллективе эти экзерсисы всерьез воспринимались как руководство к пониманию национального характера народного танца. А по факту явились руководством по коверканью народных танцев в народных танцах методами чужеродной классики.

Мало того: что мы 3 раза в неделю по полтора часа торчали у станка. К тому же в народ мы не ездили. Других книг не было. Кино по танцу нам не показывали ни свежего Заволокина, не старого Мехнецова. Если бы кто-то тогда нам сказал, что в некоторых деревнях еще живы плясуны!

Слово защите.

Вообще наш ансамбль с гордым названием, придуманным еще моей матушкой в момент создания, ещё при ректоре Игошине «Радуга» ИПИ, не был только русским народным по направлению. Мы танцевали танцы народов мира, современность и отрывки из классических балетов. Надо заметить, что по сравнению с другими коллективами 100% народными и по направлению и по званию, как бы это ни было странно, но русского подлинного характера у нас на порядок было больше. Благодаря таким руководителям как Киселев, ставивший почти подлинные сибирские номера с элементами пляса. Также благодаря художественному руководителю Катугину Н.А. (народный артист балета Коми АССР) обладавшему прекрасными: знанием и чувством народного характера. Мастер классического балета, он ни когда не требовал классических атрибутов в народных и народно-хоровых номерах. Напротив, как большой художник, он требовал народной ритмической четкости, приземленности настильности бега и дробей по сцене.

Только сейчас, окинув отстраненным взглядом годы проведенные в ансамбле, я понимаю что наши руководители и руководители студклуба во главе с Ильиной, на том уровне общественных знаний о подлинной русской культуре, всегда стремились противостоять процессам искажающим настоящую традицию. Наша последняя руководитель ансамбля, отличница московского вуза, присланная по распределению Надежда Смирнова, даже посещала фольклорный ансамбль после многих успешных лет руководства коллективом, для лучшего понимания сибирской традиции. Чего нельзя сказать о кичащихся своим деревенским происхождением руководителях других иркутских коллективов, по сей день (!!!) встроенных в машину, в эту вертикаль коверканья и разрушения традиции, с которыми наш ансамбль успешно конкурировал. А ситуация вокруг была такова, что даже моя родная мать, тоже имеющая деревенское происхождение и заставшая культурную традицию в семье, тоже как могла противостоявшая искажениям – при этом, всю жизнь проработала: как ее учили в училище – на основе классики. После разрушения железного занавеса распалась и Радуга.

Может за рубежом дело обстояло как-то иначе. Увы, нет. Те же проблемы были в испанском фламенко. Из посмертной статьи про Антонио Гадеса я узнал о любопытном биографическом факте. Являясь успешным руководителем и солистом собственного популярного коллектива, уже признанный в мире мастер фламенко вдруг рвет и бросает все контракты, срывает концерты и едет учиться к деревенскому дедушке цыгану носителю традиции.

Действительно сегодня имея на руках работы на видео более поздних молодых мастеров фламенко, современников Антонио, и мэтров на кого он ориентировался, у Гадеса хорошо заметно влияние не только классики, но и северной арагонской, иберийской танцевальной традиции на южную традицию цыган. С моей художественной точки зрения так даже лучше – все равно у Гадеса уже есть более чем 55% преобладание правильной лексики и характера. А это больше в процентном отношении даже чем в некоторых русских фольклорных ансамблях и гораздо больше, чем во всех наших народных хорах. Гадес – вне сомнения – в мэйнстриме фламенко, даже при всех ужесточившихся сегодня требованиях. Но у лучших деятелей искусства совесть и творческая не успокоенность играет не последнюю роль. Вот бы руководителям народно-сценического такое мужество и самоотверженность в стремлении докопаться до истины и защитить русскую форму и душу танца, сделать её хотя бы узнаваемой самими носителями.

«Что делать?» или «чё делать-та…?» вот в чем загвоздка.

Уже прошло 20 лет с момента перестройки, 30 лет с эпохи ансамбля Покровского. Уже нет с нами ни Покровского ни Мехнецова. Чаша весов общественного мнения ведущая себя как предательский маятник, похоже, замерла на нашей стороне. Те кто «встроен» теперь проводят семинары и, вдруг, демонстрируют недюжинное чувство подлинного русского стиля, опять же почему-то, недоступное их ученикам. Всё правильно, вчера начали «чесаться» и думают, что смогут нас догнать. Народные хоры вдруг стали петь и плясать фольклор. Этномузыкология в ВУЗах и официальном реестре программ – уже нечто обыденное. Вертикаль коверканья быстро перестраивается сверху и с низов. На фоне изобилия материалов стихийное и кем-то разводимое фольклорное движение вдруг обнаружило расхождение с подлинными образцами, которое в нем старательно и безуспешно пытаются преодолеть. Однотипность и конформизм народных хоров, которые, (о, ужас!) вдруг приобрели некоторое карикатурное подобие региональных различий фольклора, передаваемое все теми же клонами. В фольклорной же городской среде теперь проявляется свой конформизм в виде сходства с ранними фольклорными ансамблями первых десятилетий и их ошибками. Что же этномузыкологи? Браво! У этих «крепких парней» нет ни какого сходства ни с кем… Слава Богу! Здесь шумно вздохните… Но и с народом, увы, тоже. По причине недоработанности некоторых базовых принципов неочевидных извне традиционной культуры

А как у них? У них все сходится и почти похоже. Про Испанию, Молдавию, Румынию я писал. В Ирландии, в Аргентине, на Кубе. Египет и Турция. Греция и Германия. И т.д. и т.п. Америка – виртуозное кантри. Грузия, Армения…

Ну, так что надо делать? – А ни чего не надо делать? …все, как бы, идет на поправку. Однако пока пути по-прежнему 2. Либо домой, либо на кладбище. А вот диагноз, на конец-то, поставить бы не мешало. Осознать что происходит, а затем действовать. Тихонечко… осторожненько… при этом предельно экстренно – иначе поздно будет.

D.S.–? Диагноз – Культурный шок.

Вместо эпиграфа анекдот про Вовочку, На, почти риторический, вопрос: «Зачем каска на стройке?» ему ответили «Одной девочке кирпич попал в голову и она умерла, а вот другой девочке повезло. Она была в каске. Ей кирпич попал в голову, а она засмеялась и пошла дальше». Как прокомментировал сиё заявление безбашенный мальчуган-матершинник всем хорошо известно…

В среде же фольклористов ходит анекдот про какую-то функционершу от культуры. «Они что на 2 голоса поют?!» воскликнула она и сделала круглые глаза, услышав обыкновенный деревенский хор старушек, поющих всего лишь на 4 голоса (2 голоса и 2 подголоска)…

Вы ни когда нее задумывались, как происходят коррупционные скандалы. Особенно в странах, где уже 300 лет всё и вся подмазывается. Очень просто. Кому-то забыли дать. Или кому-то дали через голову. Или, еще хуже, кто-то забыл взять и сделал как надо просто так. Влюбился, суп пересолил и взятку не потребовал. Потом 10 лет стоит шум и исторически коррупционная страна истерически собирается бороться с коррупцией.

Так же происходит в культуре построенной на угнетении собственной традиции. Кто-то обиженный или наивный или не вписавшийся в мафию вдруг, (о ужас), решает привезти в Москву ансамбль непьющих староверов из Забайкалья. И вот результат. «Видел я эту девочку», говорит Вовочка, «Она до сих пор ходит в каске и до сих пор улыбается». Воздействие этого ансамбля на столичный бомонд похоже на эффект разорвавшейся бомбы.

Все готовы сделать все что угодно, стерпеть все что угодно, простить любую ошибку тому, кто займется этим «фольклором» там у них в столицах. При этом «поклонится сатане» официальной культуры. Поддержать любое извращение традиции, любой гибрид с любыми элементами, иностранной или глобальной культуры. Лишь бы не признать, не покаяться, в том, что пока ни один музыкально одаренный гений еще не перепел самую последнюю бабку и ни один гениальный танцор не переплясал самого последнего дедку. И не сможет ни когда. Ибо, высокомерен и не захочет учиться. Ибо воспитан в царящем кругом гос-чванчстве и культурном конформизме – читай бескультурии. Культура множественное явление и если признать главенство одной культуры над другими бескультурие и получишь. В США культуру вообще ни кто не «разводит», и она уже завоевала мир ваших внуков – тысячи пареньков и девушек мастерски отплясывает хип-хоп и воспитаны в ненависти к народно-сценическому танцу. Научная и художественная истина входит в противоречие с идеей устройства третьего Рима – самой устойчивой пирамиды, взгромоздившейся на Русь-Матушку. С вертикальной Москвой попирающей глубинку.

Одумавшийся объективно честный ученый может вдруг захотеть привезти старушек в центр. Окружение не поймет. Мы что сами не можем! – скажут они, еще подергиваясь от самого первого шока 30 летней давности. У нас есть Бабкина, Кадышева, Хор Пятницкого, ансамбль Берёзка и этот, как его, Казачий Круг.

Профессор не надо их в Москву!: Грант! Самолет! Вертолет! «Вторым автобусом к Тамбову подъезжаем…» Возьми по-больше таблеток от похмелья. Синяки от побоев местной молодежи быстро пройдут, айпод – поиграют и вернут. Бабки смилостивятся и проголосят, что попросишь, дедки подголосят бабкам и спляшут вприсядку. Материалы купят американские антропологи или даже канал Дискавери. Ты смог доказать научному руководителю, что уважаешь, пережив смертельную дозу алкоголя. Народ и местные авторитеты – проще и умней, под столом ночевать не оставят. Поверь. Что искать в деревне? Читай статью дальше – там все будет.

Уважаемые «Доброй-вам-ночи» и «Дети-Джамбула» простите меня заранее, не воспринимайте моё хирургическое экстренное мышление как хамство. Но, как «достал» уже этот многоэтажный курятник! Со спиленными клювами и отрощенными льстивыми языками. Сверху вперемешку с пометом спускается испорченный французский балет с бородой, снизу подается пушечное мясо для системы, лесть и секреты руководителей из глубинки. За продажу малой Родины (не путать с Малой Землей Л.И. Брежнева) почет и признание.

Дальний Восток молится на Читу и передает туда кадры. Чита уже умерла (помните? это о них Ансамбль ЗабВО по охоте на НлО). Бурятский Улан-удэ теперь правильно национально сориентирован. Дальше на запад вертикаль восстанавливается. Иркутск на Красноярск. Далее Новосибирск, Екатеринбург. Пермь, Питер, Москва.

Профессионалы! Вы могли бы за месяц все изменить, Вы все из деревни! Вам сделать новое искусство высшего уровня – раз плюнуть. Только выкинуть «балет – искусство неудобное», слегка!!! Из тренажа не надо! Из постановок – они русские должны быть! Зачем 30 лет ходить к окулисту? Ты грабли единожды с дороги убери.

Нет. «Система зиждется на насилии». На насилии над традиционной культурой. Вот такой анамнез.

Страница 2 из 4

Подход к реконструкции. Что в основе.

Для того чтобы восстанавливать недостающие элементы, интерполировать, экстраполировать и т.д. необходим метод: научный, практический, художественно-психологический или какой-то там еще. Результат должен сойтись на 100%(99%) с учетом объяснимых погрешностей.

Можно тщательно, но поверхностно копировать. Этот способ будет, мягко говоря, подгонкой по-крупному. Культура мягкое и пластичное явление. При большом старании она может достроиться изнутри.

Можно попытаться докопаться до механизмов образования форм изнутри. Тогда результат будет более быстрым и достоверным, но чтобы подготовиться нужно больше сил и времени.

При обоих случаях отсутствие сходства будет провалом. Первое время на провалы нужно закрывать глаза, это правильно: «Не ошибается тот…» Жаль, что порой «закрытие глаз» становится досадным привычным навыком.

Ну, что? Какие сегодня существуют методы и подходы в реконструкции плясовых традиций?

1. Метод бытовых трудовых навыков (ТН).

Сторонники этого подхода этой сегодня, казалось, слишком очевидной теории ссылаются, первым делом, на различия в танце разных групп населения, народов, этносов, по-разному географически расположенных поселений с различным профессиональным укладом. Основной прокол сторонников этого подхода в том, что они не обращают внимания сходства. Либо обращают внимание на сходство в танце, если имеется сходство в роде занятий, групп населения. Этот метод (ТН) не дает ответа – почему, у совершенно разных народов встречаются подобные, не только элементы, но и рисунки и комбинации (естественно в чем-то различные по характеру).

Мой вердикт в том, что влияние труда – безусловно, есть, но косвенное. Подробнее ниже.

2. Метод анализа танца на применение в боевых искусствах или ратных навыков (РН). Якобы танец был создан направленно воинами. У воинов существует необходимость движения в процессе отработки ратных навыков. Отдыхая от ратного труда, воины разработали систему тренинга постепенно проникшую в искусства. Если присмотреться непредвзято этот метод лишь подраздел метода бытовых трудовых навыков (ТН). Поэтому проблемы метода ТН полностью переносятся и на него. Основной мой вердикт абсолютно аналогичен первому методу. Есть преимущества – ратный труд требует отработанных активных энергичных и сложных движений – то же мы видим в танце.

Однако, против этого метода говорят следующие моменты. По мнению транснациональных мастеров боевых искусств многих стилей именно сложность и непредсказуемость случайных движений помогает победить. В стеношной традиции демонстрация сходства с противником означает киплинговское «ты и я одной крови». «Если я одержу верх – я не увечу. А если ты, то ты меня пощадишь». А так же в подходе к стенке демонстрация стандартных движений помогает усыпить бдительность соперника. «Я стандартный – я неопасный, я двигаюсь как ты». Я заметил, что если я во время кормежки двигаюсь быстро и ловко, то мои жеребцы меня пугаются. Если медленно, стандартно и коряво не обращают внимания и разрешают притрагиваться.

И все же. Буза, спас, как и капоэйра это лишь метод маскировки боевых искусств под культуру, а не наоборот как думают сторонники метода «применение танца в РН».

3. Мой метод таков: существуют некоторые национальные универсальные поведенческие установки по общей этнической культуре на уровне пластики, ритма и мышления всех народов. Различаются они по спектру действий уклада жизни и деятельности, по времени жизни конкретного представителя, как носителя культуры. Похоже на генетический код, только не материальный. Наука антропология не дает ответа. «В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология» гласит Википедия. Русскому человеку со стороны вообще не понятно, почему эта современная наука не называется просто «антропография» поскольку занимается в основном поверхностным описанием? Видимо, что бы не путаться с этнографией. Если бы этим занялась наука «этнология» сопоставляющая, не только различия, но и сходные явления и общие принципы, она бы могла дать ответ на проблемы происхождения культурных нематериальных форм и их правильного сохранения. Как самостоятельное продвинутое направление этнологии существует этномузыкология, аккумулирующая знания для прорыва в понимании частных и общих объективных законов для элементов культуры, в частности музыки.

Эта идея нуждается в глубочайшем исследовании. Здесь сыграет какую-то роль генетика. В этих исследованиях танец (пляс) займет не последнее место, как и системы безопасности (выживания личного и обще-этнического уровня). Можно проклассифицировать все особенности на предмет поисков национального характера движений или чего-то там. Дальше об этом пойдет речь в следующей главе, но в этой главе необходим вывод.

И так мы пришли к выводу, что необходимо не путать танец ни с чем, ни с вышивкой, ни с точением матрешек и битьем баклуш, ни с дракой, ни с голошением. Тогда мы поймем, с чем пляс пересекается на самом деле, а пересекается пляс с игрой и голошением (с русской традиционной музыкой). Игра здесь как инструментальная музыка и голошение как песельная игра. Метод ТН не подходит – поскольку крестьянин, когда трудился – не плясал (иногда только пел), а пляска не была – работой, как у умников из народных ансамблей по «смеси балета с носорогом». В восточных единоборствах говорится: «когда ты задумался – тебе снесут башку». Я думаю, наши предки умели отключать ум или пользоваться им правильно, во время битв иначе как бы мы заселили такие территории.

Представьте танцующее племя индейцев или папуасов с копьями у костра. Ну, вот скажете – сначала было искусство охоты, а потом искусство танца. А что есть искусство вообще. Допустим: вы кидаете острогу в пробегающую лань попадание 50/50 – это охота без всяких искусств. А если сначала в рисунок в пещере потом в лань и попадаете 100% – это уже искусство. Человек мог рисовать еще до того, когда научился обжигать первые копья и кидался в животных камнями теми самыми, которыми он позднее делал остроги. Если вы бьёте белку в глаз из ТОЗовского мелкаша, разве это не искусство. Гунь Фу (русско-китайская прямая транскрипция термина кунг-фу) означает не что иное как «работа мастера». А искусство, как процесс организованного рассудка, неотделимо от мышления.

Да, при помощи танца можно передавать, запоминать, закреплять боевые навыки, особенно тайные вроде казачьего спаса. Да, наверное, можно представить себе народность, которая только и думает что о войне, и больше ни о чем. Сторонники этого метода очень перегибают палку. Они отталкиваются от того, что танцевальные движения конкретного народа часто очень похожи на боевые гимнастики. Но вообще-то каждый народ ходит, работает, молится, и т.д. и т.п. двигается по-разному, точнее как-то по-своему, что даже помогает ему самоидентифицироваться. Видимо реконструкторы боя часто не разбираются в танце и плохо знают культурные традиции, бедны воображением. В этом нет их вины, так как пляс был исковеркан и плохо зафиксирован специалистами по хореографии. Естественно поверхностное сходство пляса со, спасом, гопаком, бузой и др. – есть, но по сравнению с каким-нибудь каратэ и только. При внимательном ближайшем профессиональном рассмотрении можно увидеть множество тонких, но очевидных и принципиальных различий у:

1. Ката, кумитэ, кабуки, спарринга карате…

2. Тао ушу, народного китайского танца, спарринга кунгфу …

3. пляса и кулачного боя, рукопашной казачей школы (если такая была)

Придите-ка на казачью вечерку и начните двигаться как уссурийский тигр, но как бы с острой шашкой! Или на дискотеку? – Глупее что-нибудь представить трудно. «Еду, еду и свищу…»? «А наеду – и слиняю»? Может все-таки есть нечто объединяющее всю двигательную культуру этноса не зависимо от искусственности или утилитарности видов деятельности. Думаю следующее:

А. Некие особенности национальной пластики движения с со своими яркими национальными особенностями вне зависимости от деятельности либо войны(!!!). Что еще кодируется в национальном характере?

Б. Догадались? Правильно! – Ритмика как доступная всем сторона музыки. Разве не справедливо, что музыка вместе с эпосом задает или аккумулирует национальный характер? Только музыка должна быть из деревни НЕ ИЗ мозга отдельного жителя МОСКВЫ.

Думать, что танец это экстракт боевых искусств, все равно, что думать, что человек произошел от шимпанзе. Коню понятно: человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка примата. И вполне вероятно, что он больше походил на пещерного человека, нежели на обезьяну. Поскольку человек в искусственной (обустроенной) среде мутирует медленнее, чем животные в жестокой дикой среде. Поэтому все: и труд, и ратные навыки, и пляс – все вышло из некоего корневого мэйнстрима двигательной культуры и уклада предков. Боюсь, что в качестве источника мыслей по этой проблеме Зигмунд Фрейд с Пушкиным и Флоренским здесь уместнее Антона Платова. Н. Островский же со своим «Почему люди не летают…» например, про голошение сказал больше чем все остальные. Это же косвенно относится и к плясу. Если индеец похож на медведя – он возьмет эго в тотем, если на орла, опоссума – соответственно. Если казак похож на петуха маленького, задорного и легкого – храбрую птицу, а другой на кабана – плясать они будут соответственно. При этом они могут оказаться родными братьями и получить вполне одинаковый эффективный, но секретный спас от деда совсем не похожий на их пляску от души. Человек защищается со страху. Пляшет – совсем по другой причине.

Для исторического же обоснования можно применить метод трех братьев (или сестер). Существуют 3 народа проживающие по соседству. Кроме того, что в традициях внутри самих народов есть некоторое количество заметно различающихся диалектных форм, можно сравнивать работу хореографов и деревенский пляс этих народов.

1-й Есть польско-литовский сосед, живущий на исторической территории Речи Посполитой. (Президент украинец).

2-й Есть район исторической концентрации базового этноса, т.н. Киевской Руси и мест дислокации прото-казачьих войск эпохи союза с Золотой Ордой. Юго-западная окраина будущей империи. (Президенты часто белорусы).

3-й И наконец! Мы с вами, освоившие огромные территории, породившие большое количество диалектных форм. При всем многообразии сохранившие некоторые общие признаки между собой, как и с братскими народами в поселениях. (Генералисимус империи – грузин, все остальное историческая видимость – иначе не я и не только вот сейчас писал бы эту статью).

Все три народа имеют огромное количество точек соприкосновения во всех типах культурной традиции. В голошении, в плясе, в костюме, в ремеслах, архитектуре и иных формах уклада. Российские регионы, соседствующие с этими братскими народами, имеют массу схожих с украинцами и белорусами культурных признаков от языка до костюма плавно перетекающих в наши восточные губернии, где, опять же, проживает огромное количество прекрасно интегрированных поселенцев с Украины и Беларуси.

Таким образом, сходство украинского и белорусского танца и пения с русским на сцене должно быть – но ведь нет почему-то. На самом деле в поселениях оно есть и огромное. Видимо: настолько большое, что и дало госзаказ на искажающие сценические трансформации русской традиции.

«Старший брат народов» не должен быть смесью Украины с Белоруссией и чего-то там еще. Он должен сильно отличаться. Вот тут-то балет и сгодился. Если в Украине с Белоруссией балет служил для воспитания тела танцоров. То у нас он начал активно добавляться в характер танца. Влиять на характер лексики, пластики, разрушать остатки русской ритмики. Под эту марку в русский танец активно вошли кавказские фигуры, цыганские хлопушки и многое другое. В пике трансформаций появились костюмы от Кардена – мини сарафаны с цветами во всё пузо. Коль пошла такая пьянка…

При этом национальная яркость и самобытность, по сравнению с западными братьями существенно утратилась. За границей нас перестали замечать. Помня цыганского медведя, украинские голубцы (движение), сходный с Белоруссией вышитый крестом костюм. Попросите американского мультипликатора нарисовать русского паренька. Получите казачка в белорусской вышиванке заправленной в украинские шаровары, пляшущего как украинец что-то вроде «Оць хгопак»

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.