Мужская состязательная культура: борьба "на опоясках"
Друзья, мы начинаем цикл статей, о мужской состязательной культуре. Данная статья посвящена одному из видов поясной борьбы, имеющей названия «русская», «на опоясках».
Сегодня многие исследователи в России и ближнем зарубежье проявляют повышенный интерес к изучению традиционной состязательно-прикладной культуры восточных славян.
Вплоть до конца ХХ в. взгляд исследователей был обращен в основном к изучению традиционной женской культуры; в ракурсе мужской культуры осталось много не исследованных аспектов, в том числе региональных.
На сегодняшний день, данный вид борьбы зафиксирован исследователями на Урале (Пермская и Свердловская обл.) и в Западной Сибири (Тюменская обл.). В Тобольской губернии / Тюменской области эта борьба имела ряд условных названий: "на поясах", "под пояски", "сибирская", "деревенская", "крестьянская", просто "борьба", "в охотку", "русская / руськая", но чаще "на опоясках".
Опояска
Опояска - это широкая полоска ткани, пояс или верёвка длинной более 2 метров, которую повязывали на себя участники состязаний по борьбе. Чаще всего опояску повязывали через правое плечо и вокруг талии, на левом боку, скручивая трижды, делали сверток-ручку, а на правом боку вязали узел на один бант. Узел вязался внутрь или наружу.
Опояску повязывали на голое тело или на одежду. Если одежду было жалко, её снимали чтобы не порвать. Если одежда была крепкая повседневная, боролись в ней. Если боролись в верхней одежде, например зимой, опояску повязывали поверх верхней одежды.
В Тобольской губернии / Тюменской области эта борьба имела ряд условных названий: "сибирская", "деревенская", "крестьянская", "русская", но чаще всего просто "на опоясках".
Иногда вместо опояски использовали что попадалось под руку. Это могли быть детали упряжи — «постромка» [Потрепалов, 1995. С. 6], чересседельник, вожжи либо ремень и солдатская портупея.
История
Первые описания борьбы на опоясках появились в конце XIX — начале XX в. Ф. К. Зобнин первый указал на способ надевания опояски через одно плечо и вокруг себя [1894. С. 53]. Н. М. Чукмалдин сообщил только название — «под пояски» [1997. С. 95]. Полевые исследования в с. Каменка Тюменского района позволили уточнить, что сообщение Н. М. Чукмалдина было связано с праздничными ярмарочными событиями и названная им борьба «под пояски» представляет, по сути, борьбу на опоясках [ПМА, Тюменский р-н, 2002]. В 1924 г. о борьбе в с. Каменка скупо сообщала местная пресса [Деревенский праздник. 1924. С. 2]. В 1926 г. появляется краткое упоминание названия борьбы — «русская», она включалась в программу проведения физкультурных вечеров, рекомендованных партийными органами. Следующее письменное сообщение о данной борьбе появилось только в 90-е гг. XX в. А. Потрепалов зафиксировал конфессиональную принадлежность практикующих борцов — «староверы», их ревностное отношение к сохранению традиций, название борьбы —«руськая», способ надевания опояски — через левое плечо и, что особенно важно, способ хвата руками за опояску [1995. С. 46]. Это сообщение четко указывает на отличие данного вида борьбы от других, зафиксированных у русских ранее. В начале ХХI в. А. Суэтин зафиксировал и описал борьбу на опоясках на юге Тюменской области [2006]. Эти описания завершают круг достоверных письменных свидетельств о данном виде борьбы.
Аналогичные способы и виды борьбы встречаются у балканских славян — «за рамена» [Мандзяк, 2002. С. 338], «у коштац» [Мандзяк, 2005. С. 269]. Они генетически восходят к борьбе «в обхват», известной у русских как «русский крест», «в крест», у украинцев — «за крижi», у белорусов — «ў хапки» [Горбунов, 1997. С. 49, 50], у сербов — «у крст», у чехов, словаков — «zapas v obchvatu», у англичан и шотландцев—«кумберлендский»,«вестморлендский», «шотландский» стили, у шведов — «gripa om», у финнов — «sylipaini», у албанцев — «krahash ose belash» [Мандзяк, 2005. С. 31, 35, 36, 79, 81, 270, 319], у кабардинцев и черкесов — «бгыкlэ бэнэ» [Мандзяк, 2002. С. 163].
Время и место борьбы
Известно что, боролись везде: на покосе, на школьных переменах, на вечёрках. Но по истине массовый характер борьба приобретала только в съезжие престольные праздники, когда приезжали сотни гостей из разных сёл, деревень и даже из городов, а с ними десятки сильнейших охотников побороться. Тут и торговали и веселились.
В праздничные, ярмарочные, и выходные дни борьба традиционно проводилась в одном и том же месте, в самом населённом пункте или за его пределами. Характерными местами проведения были: центральная "площадь", на которой располагались церковь, магазин или правление, перекрёстки или развилки дорог, возвышенность, берег реки или пруда, поляна. Выбор места был обусловлен удобством и красотой места.
Взрослые в будние дни могли устроить состязания в поле во время отдыха, возле магазина или правления в ходе долгой очереди. Дети проводили состязания во время школьных перемен, после уроков, во время игр.
Как проходила борьба
На праздниках начинали борьбу ребятишки с 5-6 лет, затем вступали ребята постарше, подростки, взрослые мужики и старики бородачи. Весовых категорий не было. Борьба велась в положении стоя. Отпускаться от опояски было нельзя на кругу сразу кричали - "Не можешь держаться, так, зачем бороться идёшь!".
Боролись "партия на партию", "на победителя" - это когда проигравший уходил, а победитель оставался бороться со следующим. Здесь было важно выставлять бойцов в определённой последовательности, чтобы измотать сильных борцов противника, сохраняя силы своих на финальные поединки. Были такие силачи борцы, которые бороли подряд до 5, 10, 20 и даже до 40 человек. Их имена и сейчас помнят односельчане.
Для победы надо было дважды уронить соперника на землю или заставить его коснуться земли третьей точкой. Касание земли коленом уже считалась поражением.
Были и распорядители боя, которые заранее определяли последовательность выхода борцов. Они же вместе со стариками и кругом судили спорные моменты, отдавая победу одному из борцов. Победитель "уносил круга" т.е. считался абсолютным победителем, получал в подарок обе опояски. Такой человек пользовался почётом и уважением, становился объектом гордости односельчан. Победа одного была победой всего коллектива так как достигалась результатом общих усилий. Именно в такие моменты воспитывалось чувство товарищества, самоотверженность, взаимопомощь.
Прославленные борцы пользовались большим авторитетом и доверием на селе. Как правило, их честное ведение дела, сила и смекалка проявлялись в труде, деловых и личных отношениях. Поэтому односельчане старалась их выдвигать на важные для всей общины должности.
Способы формирования захвата и местные особенности
Борцы делали захват одной рукой за сверток-ручку, другой рукой за лямку перекинутую через плечо. Захват за сверток-ручку был стационарным, а за лямку условно стационарный, так как рука могла перемещаться по опояске. Отпускать захват или перехватываться за одежду запрещалось..
Но были захваты которые не вписывались в общие правила. В д.Речкина Свердловской обл. был зафиксированы способы смены захвата, при котором, борющиеся могли отпускать захват от опояски на плече и перехватываться из под руки или производить хват за пояс на талии.
В д.Иска Велижанского р-на Тюменской обл. борьба проходила без опояски и начиналась стандартным хватом - одна рука на плече, другая на боку. В ходе борьбы можно было перехватываться за одежду и за руки, переводить борьбу в партер.
В д.Юшкова Тугулымского р-на Свердловской обл. боролись повязывая опояску как через плечо, так и по талии. Во втором варианте хват производился за опояску и одежду на плече.
Было два варианта хвата за опояску перекинутую через плечо. Первый вариант, предполагал хват, обращённый сжатой ладонью к себе, второй вариант предполагал хват обращённый сжатой ладонью к сопернику. Второй более удобен, так как в натяжение лямки участвует большой палец, с помощью которого можно было в определенных случаях подцеплять и надергивать противника за шею.
Если опояски или верёвка отсутствовали, хват осуществлялся за одежду. В этом случае одной рукой захватывался воротник, складки одежды на плече, груди, или нагрудный карман, другой брались за ремень, складки одежды на боку, брюки, брючный карман.
Если боролись с голым торсом без опояски, боролись в обхват. Обхват не был стационарным, разрешалось расцеплять замок, обхватывать одной рукой шею, а другой, поясницу, перехватываться за брючный ремень.
Во время борьбы обувь обычно снимали, чтобы не покалечить ноги сопернику. Однако в д.Шестакова, д.Зонова Заводоуковского района боролись всегда только в обуви.
Техника борьбы
Стойка и требования к хвату за опояску
Борьба проводилась в положения стоя. Стойка могла быть любая: прямая, согнутая, правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Специальные требования к стойке отсутствовали. Хват за свёрток-ручку был стационарным, вторая рука могла скользить по опояске. Это позволяло совершать оборонительные действия.
Вспомогательные действия
Для задуманной атаки использовали обманные и сковывающие движения, толчки, давления, рывки, потягивания, ущемления. Последние проводились при помощи скручивания и давления опояски, либо давящих, скручивающих и пилящих действий руками.
Группы бросков и приёмы
В борьбе выделяли группы бросков и сваливаний. Они имели свои названия.
1. "C холки" (холочка, с холочки, с бедёрки, через холку, через бедро, через бедёрку, брать на холку, брать на бедёрку) - это броски через бедро, через спину, подбивы и подхваты бедром.
2. "С носка" (через носок, брать на носок, подшибать ногой, подбивать ногой, ударить с носка) - это подбивы пальцевой частью своей подошвы ног противника. Воздействие осуществляется на стопу, голень, подколенный сгиб. Подбивы выполнялись изнутри или снаружи, с воздействием на одноимённую и разноимённую ногу противника, выходом на бросок спереди, сзади, сбоку. Выбивались одна или обе ноги.
3. "С крючка" (с крюка, крюк, крючок, подножка, с подножки, брать на крюк, брать с крюка, на крючок, оплести, захватить винтом) - это подножки, зацепы голенью и стопой, обвивы, отхваты, подбивы голенью, подсечки изнутри в колено (упором стопы), некоторые подсады.
4. "С пятки" (через пятку, брать на пятку, подшибать пяткой) - это зацепы пяткой, стопой, часть подсечек в колено ("задние подсечки в колено" упором стопы). Цеплять пяткой можно было одноимённую и разноимённую ногу, изнутри или снаружи.
5. "С колена" (через колено, брать на колено) - это броски подсадом бедра, броски через колено с предварительным отжиманием колена противника изнутри или снаружи.
6. "С вертка" (брать на верток, верток, на силу, руками) - сваливания противника рывком или жимом вправо/влево или вперёд/назад. Повязанная через плечо опояска выполняла, роль рычага. Она создавала дополнительное воздействие на конструкцию соперника. Хват за опояску увязывал работу обеих руки. При смещении свёртка-ручки на живот или поясницу варианты тактико-технических действий увеличивались.
7. "С кружка" (кружок, брать на кружок) - сваливание противника выведением из равновесия путём раскручивания противника в горизонтальной плоскости, используя центробежную и центростремительную силу.
8. "Осадить" (осаживание, посадить на задницу, посадить на корчажку, подломить спину) - сваливание противника на спину жимом или толчком.
9. "Через спину" (через себя, под рёбра) - это броски типа "мельница" в положении стоя без захвата за ноги, броски через спину, через плечо, перевороты. Могли выполнить только очень сильные. При таком хвате за опояску выполнить бросок было сложно.
10. "Подвал" (с подвала, с подвальца, на головку, через голову, через себя) - это броски через грудь, через голову в падении.
11. Толчки и надавливания головой или грудью, наступания на ноги, подминающие действия корпусом, локтями, предплечьями, а так же ущемления отдельно не выделялись и не имели названия. Возможно потому, что носили вспомогательный характер и были естественны для борьбы.
Приём - это отдельное законченное действие. Они объединялись в группы по определённому принципу.
Принцип - это образ, идея, на основе которой объединялись сходные по своей механике приёмы. Похожие деление на группы были характерно для греков и гагаузов. Эти принципы отражались в понятных, ёмких названиях. Названия помогали систематизировать и классифицировать знания, объединить борьбу в систему доступную для понимания и освоения. Любые новшества легко вписывались в систему и классификацию. Хотя народная терминология и классификация полностью не соответствует современной, она не противоречит принятым в современном спорте понятиям рычаг, равновесие, точка опоры, инерция, сила тяжести, центр тяжести, центры масс, структура и т.д.
Трудности и классификация
Одни и те же названия групп бросков по набору технических действий различались по местностям. Например в Тюменском районе бросок "через себя" - это броски вперёд (через спину, плечо, "мельница"), а в Ишимском и Бирдюжском р-нах броски "через себя" - это броски назад (через голову, передняя подсечка с падением, бросок через грудь и т. д.)
Ряд технических действий не поддаются чёткой классификации. Причина в том, что отсутствовали чёткие критерии правильности выполнения того или иного броска. Поэтому иногда трудно чётко классифицировать отдельные приёмы. Так, совпадают по своей механике отдельные технические действия в группе бросков "через спину" и "с холки", а так же "с крючка", "с пятки" и "с носка". Отсюда не случайно исследователь Суэтин А. классифицирует броски с "пяточки" и "с носка" как разновидность "крючка".
Это говорит о том, что к названиям относились условно, так как не ставилась задача оценивать действия как в современном спорте. В народной борьбе существовали другие критерии победы.
Критерии победы
Для победы необходимо было дважды уронить соперника на землю или заставить его коснуться земли третьей точкой. В случае равного счёта, боролись на победителя третий раз. Если падали оба, побеждал тот, кто оказывался сверху соперника. Если при падении соперников результат был спорным, боролись до нового броска. Бывали случаи, когда схватка заканчивалась досрочно после первого броска "…иногда так сильно бросят, что друзья под руки из круга выводили, аж дышать не можешь".
Были и локальные местные особенности: где победа определялась после первого броска, либо после того как противник прижат к земле или положен на лопатки.
Существовало две системы проведения поединка: каждый за себя или коллектив на коллектив, другое название "стенка на стенку". Поединок проводился по принципу один на один "на победителя". Победитель поединка оставался бороться со следующим, вышедшим на него борцом, и так до выбывания пока не останется один победитель. Система "коллектив на коллектив" имела свою тактику, здесь было важно выставлять бойцов в определённой последовательности, чтобы измотать схватками сильных борцов противника, сохраняя силы своих на финальные поединки. Подобные системы отмечены и в кулачных боях один на один.
Обучение борьбе
Главным методом обучения борьбе был поединок и самостоятельный поиск.
"Борись и борьба сама тебя научит!" или "Делай как я, повторяй за мной!" - главные принципы обучения борьбе. Наглядный пример создавал общее представление о борьбе: критериях победы, захватах, терминологии.
Действия ребёнка корректировались устно и личным показом со стороны взрослых: старшего брата, дяди, отца, деда, которые показывали где подбить ногой, когда лучше бросить, в каких случаях зайти "с холки", а в каких "с крюка". К 18 годам парень вырастал опытным борцом, а к 25-30 годам уже был настоящим мастером с двумя десятками лет практики. Благодаря простоте борьба была доступной для понимания, массового обучения и передачи.
За неделю до праздников мужчины собирались в удобном месте и устраивали в течение всей недели подготовительные поединки. Заядлые борцы-силачи набирались сил: меньше работали, ели больше мяса и хлеба.
Наблюдая, а затем, личного участвуя, дети и подростки учились сравнивать действия, видеть сходства и различия, учились мысленно объединять отдельные броски в группы, замечать частные удачные моменты в общем ходе поединка, обмениваться находками и использовать их. Вначале ребёнок учился взаимодействовать с противником по ситуации, и лишь затем корректировать свои действия и отдельные приёмы. Так шёл процесс формирования и закрепления двигательного навыка, навыка сбивоустойчивочти, вариативности.
Однако народная борьба не выкристализовала понятия академизм, которое позволяло бы оценить чистоту выполнения технических действий и их тщательную отработку. Поэтому борьба, впрочем, как и кулачный бой, остались состязанием с набором индивидуальных прикладных навыков.
Народ не ставил задачи глубокого теоретического изучения борьбы, развития технической вариативности, составления подробной и чёткой классификации. Элементарных знаний и практических навыков хватало для участия в поединках и решений военно-прикладных задач.
Сильные стороны борьбы
Борьба легко воспроизводилась и восстанавливалась в случае потери большей части мужского населения. Большую роль в этом сыграло два фактора:
1. Отсутствие академизма, стилевых критериев, чётких технических границ, которые не перегружали борьбу теоретическими знаниями, делали её максимально доступной и понятной для массового обучения и передачи.
2. Борьба была частью единой информационной системы народной культуры. Даже при большой потере населения информация сохранялась в рамках традиционного коллектива, и борьба воспроизводилась следующим поколением через практику.
Слабые стороны борьбы
1. С разрушение традиционного общества стала разрушаться традиционная культура. Традиционная информационная система была постепенно вытеснена, заменена или частично переплавлена новой советской, отвечающей интересам нового общества, новым задачам.
2. Развитие в стране массового спорта и ускоренная милитаризации общества, требовали развития таких видов борьбы, в которых уже были разработаны методики последовательного теоретического и практического обучения, объясняющие причинно-следственные связи, имеющие разработанную базу подводящих упражнений, для оттачивания технических действий, углубления и совершенствования знаний, умений, навыков.
Модели поединка в ситуации реального боя
Действия в зависимости от остроты ситуации, обстановки, количества участников, силы и навыков бойца могли быть следующими. В ситуации драки, внезапного нападения или другой опасности боец мог:
- разбить противника броском о землю,
- бросить на какой-либо предмет
- завершить бросок собственным падением на противника
- повредить позвоночник, "раздернув" его
- использовать для нанесения ударов предметы
- наносить удары ногами, головой ("на калган"), руками
В последнем случае это могли быть удары сформированным кулаком (пястно-фаланговой частью кулака, внутренней стороной кулака, кулаком с выставленными костяшками среднего, а так же среднего и безымянного пальцев, "гребнем" выставленных пальцев), удары открытой рукой (ладонью, тыльной стороной, ребром ладони, основанием ладони), локтями, плечом, внутренней стороной предплечья, болевые надавливания пальцами на глаза. При этом борцовские навыки были существенным частью общих навыков ведения рукопашного боя.
Народные праздники с массовыми гуляниями борьбой, каруселями, хороводами собирали все поколения. Они были институтом передачи традиций детям, институтом брака, укрепляли межобщинные, дружеские, родственные связи, в купе с торгами и экономические связи. Борьба же как часть праздника, была одним из символов мужского единства, вокруг которого объединялась вся община: старики, бабы, девки, ребятишки.
Однако со второй половины XX века традиция стала резко угасать. Нарушилась связь поколений. Сказались огромные людские потери в ВОВ и отток сельского населения, особенно молодёжи, в города после выдачи паспортов в 1962 г. Старики - носители традиции, остались без преемников. Повлияло и изменение образа мыслей. Нарушился традиционный распорядок бытовой и праздничной жизни. Старинные праздники заменялись новыми светскими. Деревенская молодёжь стала приобщаться к городской моде, музыке, развлечениям. Нарушились трудовые общинные традиции. Мужское население деревни ударилось в пьянство. Ослабевали родственные связи, взаимопомощь. Разрушающаяся община в деревне, не могла быть создана в городе. Так старики и молодёжь лишились институтов преемственности национальных и религиозных традиций.
Но возможен и обратный процесс -приобщение к традициям взрослых и молодёжи. Город, приобщаясь к национальной культуре, потянет за собой деревню. Это оздоровит общество и государство.
Источники:
А. В. Александров. Русская борьба «на опоясках»: генезис, техника, терминология, классификация. Вестник археологии, антропологии и этнографии. Выпуск № 8.ГРНТИ: 03.61.91 — Этнография отдельных стран и народов. 2008.
Манздяк А. С. Воинские традиции народов Евразии. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2002.
Манздяк А. С. Боевые искусства Европы. Минск: Современное слово, 2005.
Горбунов Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX — начала XX в. М., 1997.
Емельянов А. Л. Очерки истории села Красногорского и его округи. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2002.
Зобнин Ф. К. Из года в год: (Описание круговорота крестьянской жизни в селе Усть-Ницинском Тюменского округа) // Живая старина. СПб., 1894. Вып.1.
Мишин М. Т. Тюменская организация РСДРП в 1905–1917 гг. // Каторга и ссылка. 1934. № 4. Потрепалов А. Борьба моего дедушки // Спортивная жизнь России. 1995. № 6
Суэтин А. «Деревенская борьба» на юге Тюменской области. 2006
Тедорадзе А. С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX — первая половина XX в. Тамбов, 2002. На правахрукописи.