​Сказители эпической традиции как отдельная профессия на Руси

Изображение

В деревне Горки Пудожгорского погоста стояли рядом, бок о бок, избы двух замечательных сказителей: Абрама Евтихиева (Бутылки) и Петра Калинина. Калинин пел былину о Добрыне не так, как пел Абрам Евтихиев:

«Как странно, два такие близкие соседа, а сказывают былины совершенно разно!»

Абрам Евтихиев тотчас объяснил, чем это вызвано.

«Петр Лукич, — говорил он, — понял былины от своего отца, а я от своего; батюшка же мой не тутошний, он родом из Киж, с Космозера, и переселился со мною на Пудожскую гору, когда мне уже было лет 20; оттого я и пою былины как кижане, а не как здешние»

Кто ты, знаток величественного русского эпоса? Современный человек скорее представит особенно обученного человека, который сидит с гуслями и сказывает про старину, возможно слепого, похожего на мифического Гомера… Была ли такая профессия, где ей обучались? В каких формах было выражено традиционное сказительство, об этом и многом другом сегодня мы поговорим с вами в нашей статье.

Интерес к личности сказителя возник в начале 1860-х гг. после того, как стали выходить в печати «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым». В издании было напечатано 88 былин и других эпических песен которые были собраны в Олонецкой губ.

В 1864 г. выходит в печать«Заметка собирателя», в которой Рыбников кратко обрисовал состояние эпической традиции Прионежья, рассказал о своих встречах со сказителями, условиях их жизни, роде занятий, репертуаре. Иногда со слов современников он приводил сведения о талантливых певцах прошлого. В ряде случаев собиратель отметил, от кого сказитель перенял ту или иную былину, кто был его учителем.

Талантливые сказители пользовались большим уважением и любовью слушателей. Сохранились воспоминания пожилых людей, которые свидетельствовали о том, что в конце XVIII — первой половине XIX в. крестьяне с огромным вниманием слушали исполнение былин. Так, например, один из сказителей — крестьянин лет 80, говорил П. Н. Рыбникову, что в прежнее время бывали сказители не такие, как он:

«...Еще он помнит, как, бывало, целая волость в несколько тысяч душ призывала к себе такого, древнего летши, сказителя и заставляла его сказывать старины, былины и побывальщины, и заслушивалась вся от мала до велика, по нескольку дней сряду, забыв и работы в поле, и хозяйство в дому»

Еще один пример. В праздничные дни на Ладожском озере рыболовы собирались в один круг слушать Трофима Григорьевича Рябинина. Когда наступала его очередь дежурить у лодки, то кто-нибудь заменял его, а Трофим Григорьевич исполнял былины.

«Если б ты к нам пошел, Трофим Григорьевич,

— говаривали рыболовы, — мы бы на тебя работали: лишь бы ты нам сказывал, а мы тебя все бы слушали»

Сказители исполняли былины не только в свободное время, но и за работой.

«В старину соберутся, бывало, старики и бабы вязать сети, и тут сказители, а особенно Илья Елустафьевич, станут петь былины. Начнут они перед сумерками, а пропоют до глубокой ночи»

Сказители бывали и среди рабочих людей — крестьянские портные также исполняли былины во время работы. Абрам Евтихиев (по прозвищу Бутылка, из Пудожского погоста) ходил по деревням Заонежья, занимался портняжеством и во время работы постоянно пел былины.

Наличие семейной традиции в XIX в. было зафиксировано и в Сибири. В окрестностях Барнаула краевед С. И. Гуляев встретил крестьянина Леонтия Гавриловича Тупицына, исполнявшего значительное количество былин.

Он унаследовал свой репертуар от отца, который в свою очередь перенял его от деда. Прадед Леонтия Гавриловича был выходцем «откуда-то из России». Следовательно, в семье Тупицыных былины хранились в течение четырех поколений, переходя от отца к сыну. У Леонтия Гавриловича было семь сыновей, но ни один из них не перенял от отца былин, и традиция прекратилась.

Былины исполняли также женщины. Известная в XX в. сказительница Марфа Семеновна Крюкова (1876-1954) переняла былины от своей матери Аграфены Матвеевны Крюковой.

Изображение

Сейчас сказительство обретает профессиональные формы. Мы задали несколько вопросов первопроходцу, профессиональному сказителю века XXI — Александру Маточкину:

«Ранее сказительства как отдельной профессии не существовало.Сказительство выступало,как необходимый в крестьянской жизни навык -существуя повсеместно, не выпадая из основных качеств для рядового жителя села.

Знание двух-трёх былин крестьянином во времена наших первых собирателей эпоса было правилом, а не исключением. Человек, знавший больше этого объёма, например, пять-десять, ценился как знаток былин. Его могли попросить посказывать на промысле, на празднике, в разных ситуациях. Такое знание поощрялось и вознаграждалось.

Не становясь артистом всецело, оставаясь по профессии крестьянином, сказитель тем не менее получал различные бонусы за своё искусство, как символические: уважение, авторитет в общине, так и материальные — за старины артель могла выделить рыбаку отдельный пай при разделе добычи. Были исключительные сказители, знавшие двадцать старин и более — про таких шла слава далеко за пределы их родной деревни.»

( Александр Маточкин)

Изображение

Талантливые сказители пользовались большим уважением и любовью слушателей. Сохранились воспоминания пожилых людей, которые свидетельствуют о том, что в конце XVIII — первой половине XIX в. крестьяне с огромным вниманием слушали исполнение былин. Так, например, один из сказителей — крестьянин лет 80, говорил П. Н. Рыбникову, что в прежнее время бывали сказители не такие, как он:

«...Еще он помнит, как, бывало, целая волость в несколько тысяч душ призывала к себе такого, древнего летши, сказителя и заставляла его сказывать старины, былины и побывальщины, и заслушивалась вся от мала до велика, по нескольку дней сряду, забыв и работы в поле, и хозяйство в дому»

Еще один пример. В праздничные дни на Ладожском озере рыболовы собирались в один круг слушать Трофима Григорьевича Рябинина. Когда наступала его очередь дежурить у лодки, то кто-нибудь заменял его, а Трофим Григорьевич исполнял былины.

«Если б ты к нам пошел, Трофим Григорьевич,

— говаривали рыболовы, — мы бы на тебя работали: лишь бы ты нам сказывал, а мы тебя все бы слушали»

Сказители исполняли былины не только в свободное время, но и за работой.

«В старину соберутся, бывало, старики и бабы вязать сети, и тут сказители, а особенно Илья Елустафьевич, станут петь былины. Начнут они перед сумерками, а пропоют до глубокой ночи»

Изображение

Сказители — крестьянские портные также исполняли былины во время работы. Например, Абрам Евтихиев (по прозвищу Бутылка, из Пудожского погоста) ходил по деревням Заонежья, занимался портняжеством и во время работы постоянно пел былины. За работой, в избе кижанина, распевал былины и другой бродячий крестьянский портной — Щеголенок.

Ближе всех к профессиональному сказительству подошёл,похоже,Кирша Данилов -судя по его обширному репертуару. Но и он,по-моему,работал всё-таки рабочим на уральских заводах. То есть профессия у него была другая

(Александр Маточкин)

Только отдельные персоналии смогли выйти на уровень профессионального сказительства, когда их талант давал возможность постоянного заработка. Это скорее единичные случаи, которые послужили основой развития и актуализации роли сказительства в городской среде, еще в XX веке заложив основу преемственности эпического опыта в грядущих веках.

Как профессиональный сказитель,работал Борис Викторович Шергин -он пел былины в Москве (это уже XX век) и этим кормил себя и близких. Но у него также была и другая профессия он был писателем. То есть он,получается,работал сказителем по совместительству.

Деревенские сказители при удачном стечении обстоятельств могли заработать прилично своим умением. Такова, например, Марья Кривополенова, которая совершила ряд гастрольных туров по стране и временно стала состоятельной женщиной (потом,правда,всё заработанное раздала и умерла нищей). Таков Иван Рябинин-Андреев — он с былинами прокатился даже за рубеж, сказывал перед царями-королями, заработал себе на дом. Но потом устал и вернулся всё равно к своему обычному крестьянскому труду.

(Александр Маточкин)

Профессии сказитель в русской традиции не зафиксировано, но отдельные элементы превращения сказительства в профессиональный вид деятельности есть. Русский человек и знание собственной эпической традиции существовали союзно друг другом, безоговорочно еще в XIX — XX веках.

Изображение

Существующие ныне традиционные формы исполнительства эпической традиции находятся в состоянии между стадией консервации (благодаря деятельности исследователей-фольклористов прошлых веков) и видом профессиональной деятельности. Подобное состояние в среде фольклора как правило либо рождает новые формы вариантов текста и его интерпретации, либо воскрешает в народной памяти тексты прошлого опыта. Однако бессмертность русских эпических текстов безусловна.

Каждый эпический текст, зафиксированный ранее, это возможность услышать голос величайших сказителей прошлых лет, познать истинность воинской традиции, культуру быта женского и мужского обществ и роли веры в народной памяти.

О роли и отношении общества к социальному феномену «русского сказительства» мы поговорили с вами в сегодняшней нашей статье, надеемся, что знание текстов былинной традиции возродится в бытовании семейных вечеров, хотя бы в среде наших читателей.

                                                     Александр Маточкин, Владимир Гуськов


* Мнение редакции Фонда может не совпадать с мнением автора

ИСТОЧНИКИ:
Гильфердинг А.Ф. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды… – С. 61

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. – Ч. 1: М., 1861; Ч.2: М., 1862; Ч.3: Петрозаводск, 1864; Ч.4: СПб., 1867.

Рыбников П.Н. Заметка собирателя / песни, собранные П.Н. Рыбниковым. – Изд. 2-е / Под ред. А.Е. Грузинского. – т.1. – М., 1909

Рыбников П.Н. заметка собирателя… С. LXXIII. – Сноска №1. – Цитата из публикации Ив. Аксакова, 1863

Там же. – С. Соотв. LXXX

Там же. – С. Соотв.LXVI

Рыбников П.Н. заметка собирателя… С. LXXIII. – Сноска №1. – Цитата из публикации Ив. Аксакова, 1863

Рыбников П.Н. заметка собирателя… С. LXXIII. – Сноска №1. – Цитата из публикации Ив. Аксакова, 1863

Там же — С. LXXVIII. 

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.